Найти тему
А мы и не знали

Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед

Не только за ХХ век, но, может, и за всю историю не было у России более великих полководцев и военачальников, чем Ворошилов, Будённый, Тимошенко, и конечно, Сталин. Не только победа в Гражданской войне, но и подготовка, и победа в Великой Отечественной – их заслуга. Но воинских орденов их имени – у нас нет.

До войны Ворошилов и Тимошенко возглавляли Наркомат обороны СССР. Первый с 1934 по 1940 год, второй – до 19 июля 1941, после чего наркомат (а затем и Ставку Верховного главнокомандования) возглавил Сталин. А Будённый? Победоносная Первая Конная армия, созданная им, воистину ковала командные кадры для Красной Армии. Сам Будённый в книге «Пройденный путь» писал:

«Из рядов Конармии вышло немало видных деятелей нашего государства и Вооружённых Сил СССР. Бывшие конармейцы К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, А.А. Гречко, А.И. Ерёменко, К.А. Мерецков, К.С. Москаленко стали Маршалами Советского Союза, а П.Ф. Жигарев, С.И. Богданов, П.С. Рыбалко, Я.Н. Федоренко, А.И. Леонов – маршалами родов войск». Добавлю: двое из перечисленных, Жигарев (Главный маршал авиации) и Федоренко (маршал бронетанковых войск) во время Великой Отечественной – заместители наркома Обороны. Мерецков, Ерёменко и Тюленев командовали фронтами.

Прославленный командир Первой Конной не включил в список маршала К.К. Рокоссовского, который служил в корпусе, созданном на основе будённовских дивизий уже после расформирования Первой Конной. Однако вот что писал сам Рокоссовский:

«Весной 1940 года я […] был приглашён к Народному комиссару обороны маршалу С.К. Тимошенко. Он тепло и сердечно принял меня. Вспомнилось мне начало тридцатых годов – 3-й кавалерийский корпус, которым тогда командовал С.К. Тимошенко и где я был командиром 7-й Самарской имени Английского пролетариата кавдивизии. Комкор у всех нас, конников, пользовался уважением. Больше того – любовью. И на высоком посту наркома он сохранил ту же простоту в обращении и товарищескую доступность».

Командовал корпусом, и передавал воинские знания подчинённым прошедший будённовскую школу Тимошенко! И уж кстати: как раз в то время в дивизии Рокоссовского служил комбригом будущий маршал Г.К. Жуков. Получается, почти вся верхушка победоносной Красной Армии, самые прославленные её полководцы – это либо напрямую бывшие бойцы и командиры Первой Конной Будённого, либо те, кто служил, и прошёл обучение в частях, созданных на базе его армии. Невозможно сказать, сколько было бывших конармейцев среди командиров ниже маршала…

«Назовите ещё одно такое войсковое подразделение хоть в одной армии мира, которое дало столько выдающихся полководцев и военачальников», пишет П.Г. Балаев в книге «Жаркое лето 1942-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко» (глава 1, ч.10.).

Никто не назовёт. Нет подобных случаев.

В современной историографии роль Ставки Верховного главнокомандования в Великой Отечественной замалчивается. Почему? Да потому, что возглавлял её Сталин, а Ворошилов, Будённый и Тимошенко составляли её костяк. После ХХ съезда партии по указанию Хрущёва началось «исправление» истории войны, а основными методами стали клеветнические измышления или замалчивание роли Сталина и его соратников в подготовке к войне, её проведении и победах. Ворошилова, Будённого и Тимошенко ославили «малограмотными кавалеристами»; смеялись, что они собираются с саблями нападать на немецкие танки; что представления о войне у них отсталые, никуда негодные.

Началось (и теперь закончилось успехом) «переформатирование» общественного сознания. Из репертуаров ансамблей исчезли «Марш Будённого» и произведения, посвящённые Ворошилову («Ведь с нами Ворошилов, первый красный офицер»); в песне «Непобедимая и легендарная» выкинули куплеты с упоминанием Ленинграда и Сталинграда; в «Застольной» Арсения Тарковского пропала строчка «Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина!», и т.д. Но это ладно; хуже, что перестали изучать стратегию и тактику Первой Конной армии, и всю ту эпоху представили преступной.

А ведь операций того уровня сложности, какие были обычными для армии Будённого, в те года не проводило ни одно войсковое соединение не только Красной Армии, но и любой армии мира; ни у кого не было такого опыта использования больших масс подвижных соединений в глубоких прорывах и наступлениях. Использование возимой пехоты (пусть и на подводах) впервые вошло в постоянную практику именно у Будённого, а отсюда был один шаг до появления мотострелков. В обучении бойцов упор делался не на сабли и пики, а на огневую подготовку. Грамотно применялись пулемёты и артиллерия, основными видами связи были радио и авиация; кроме того, самолёты широко вели разведку.

«Тупые рубаки», да?.. Велась постоянная работа по культурному и идейному воспитанию бойцов; работали кинопередвижки, был свой театр, армейская библиотека, и даже в самых трудных условиях красноармейцев, вчерашних крестьян и рабочих, обучали грамоте.

С.К. Тимошенко, С.М. Будённый, К.Е. Ворошилов в годы Гражданской войны
С.К. Тимошенко, С.М. Будённый, К.Е. Ворошилов в годы Гражданской войны

Достаточно посмотреть на карту боевого пути и побед Первой Конной, чтобы понять, почему после Гражданской войны её командиры вошли в высшую военную элиту.

Но вошли не сразу! Пока Революционный Военный Совет (РВС), высший коллегиальный орган управления и политического руководства Вооружёнными силами, возглавлял Л.Д. Троцкий, из Красной Армии в ходе её сокращения после Гражданской войны вычистили прежде всего бывших конармейцев, прошедших обучение в военных академиях. В военную «элиту» тогда входили другие люди, и результаты у них были так себе, а точнее, никаких; комиссия ЦК ВКП(б) выяснила это в начале 1924 года. Лишь когда во главе РВС встал Фрунзе, а с октября 1925-го – Ворошилов, Троцкого и его сторонников вытеснили с руководящих военных постов. Это весьма не понравилось военспецам, имевшим образование, но не отметившимся победами во время Гражданской! Отсюда и заговоры. Борьба с ними в 1937-1938 годах, это был вовсе не «политический террор», а обновление кадров, избавление от врагов и балласта.

Очистив армию, РККА провела успешную Финскую кампанию, быстрее и ме́ньшими силами, чем рассчитывали. Эта война показала сильные и слабые места армии, позволила устранить недочёты, стала «генеральной репетицией» накануне битвы с более опасным врагом. После неё Ворошилова с поста наркома обороны перевели на две должности сразу: он стал заместителем Председателя Совнаркома СССР (вице-премьер Правительства по-нынешнему) и председателем Комитета Обороны. Наркомом же обороны вместо него стал Тимошенко, а Будённый – его первым заместителем, и оставался в этой должности до конца войны, и тоже, как Ворошилов и Тимошенко, был членом Ставки. Так сформировалось то главнокомандование, которое организовало народ и армию для Победы над гитлеровской Германией.

Однако А.И. Микоян после клеветнической речи Хрущёва на ХХ съезде вдруг сообщил, что Ворошилова по итогам провальной Финской войны «Сталин сделал «козлом отпущения» […] предложил снять его с поста наркома обороны» (в книге «Так было»). Вслед за ним и современные историки пишут о «провале» той войны, и что виноват Ворошилов, которого Сталин за это снял с наркомов – даже не упоминая, куда же он его дел. И от этих же историков мы впервые услышали, что к войне-то с Германией страну не готовили, а в 1941-м были сплошные «катастрофы РККА»… Проклятые вруны.

Нет у нас орденов Сталина, Ворошилова, Будённого и Тимошенко – и не будет. По той же причине, что и при Хрущёве: они были коммунистами-большевиками, боролись за страну, свободную от кровососов-капиталистов, за достойную жизнь всего народа. Такое не мог им простить Хрущёв, при котором кончился в СССР социализм, а главенствовал дальше натуральный чиновничий госкапитализм, и тем более не допустят нынешние.

(Какой я грозный! Самому страшно. Но хочется верить, что…)

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Другие статьи моего канала