В Евросоюзе далеко не всех покинул здравый смысл. По крайней мере у тех, у кого есть деньги, здравый смысл был, про всё остальное стоит тактично умолчать. Собственно, заключая тот или иной договор с партнёром мы надеемся на наличие у того здравого смысла не резать курицу, приносящую золотые яйца. Понятное дело, что они не всесильные. Сейчас капиталу вообще в мире закрыли рот. Но в данном случае лизингодатели смогли протащить одно интересное решение, которое выгодно обеим сторонам.
Что сейчас имеют лизингодатели – самолёты по-прежнему на их балансе, но остаточная стоимость их меньше стоимости топлива, которое самолёт бы сжёг по пути в Шеннон. Причина простая – самолёты обслуживаются по несогласованным с производителями регламентами и с использованием компонентов, которые одобрили авиационные администрации разных стран, но не факт, что одобрил производитель. С точки зрения текущего нашего законодательства – это вполне хорошо обслуженный самолёт, но с точки зрения производителя – даже не склад запчастей, а груда металлолома.
Поэтому меньше всего лизингодатели хотят получить самолёты обратно. Но общая стоимость этих самолётов около 10 миллиардов долларов. Казалось бы, можно забить на них и летать. Но не тут-то было. Двойная регистрация несёт множество рисков для стран, принимающих самолёт. Например, самолёт разбился в третьем государстве, пострадали третьи лица. Обращаются к страховой, а та и говорит, что предыдущую регистрацию не закрыли, а новую не признаём, но страховали по новой, поэтому денег не получите. Также непонятно – по чьим регламентам обслуживать – Бермуд или России. Если сильно нужно, то можно и забить. Но не все на это идут. Поэтому ФНБ предложил выкупить. Для ФНБ сумма не слишком великая.
Лизингодатели придумали интересный вариант. В 9-ый пакет санкций включили послабление в каком-то смысле. Теперь национальные органы стран-членов ЕС могут до 30 сентября 2023 года разрешить продажу, поставку или передачу подсанкционных товаров (в т.ч. самолетов), если такие сделки строго необходимы для продажи активов в РФ или прекращения деятельности в России (Article 4r).
То есть если самолёт принадлежит юрлицу из ЕС, торговый орган этой страны не видит военного назначения в данном самолёте, а самолёт на момент ввода санкций территориально был в ЕС, то можно получить денежку и официально прекратить договор лизинга (помнится полгода назад мне тут писали, что договора лизинга уже прекращены, а мы украли самолёты и отказались платить). Главное — пункт 4: никакие дополнительные товары, подпадающие под санкции, не будут предоставлены лицам и органам в РФ и для использования в РФ.
Юристы Vinson & Elkins считают, что пункт 4 допускает передачу salvage rights российским страховщикам в рамках страхового возмещения. Речь о том, что после страхового урегулирования с иностранными контрагентами, российский страховщик сможет предъявить суброгационные требования уже к авиакомпании, чьи самолеты он как бы "выкупил" и впоследствии передать ей права собственности на эти суда. Или оставить их себе.
Reuters в декабре сообщал, что подобные поправки в регулирование ЕС лоббировал лессор номер 2 в мире – SMBC. Компания рассказала, что основной страховщик Аэрофлота Альфастрахование предложил ей выкупить из лизинга 17 самолетов из парка перевозчика за $644,2 млн.
В общем, уже имеющиеся самолёты отдадут и забудут про них. Всё равно летают, так хоть денег получат. Но опять-таки, это больше про родной Аэрофлот. А те компании, которые уже оказались заперты в границах РФ из-за большой любви к исключительно западному парку и к западным лизингодателям, по действие этой поправки не подпадают. Причина – они больше с американскими лессорами работали. У тех был самый низкий процент.
Сам вспоминаю, как раньше было – берешь борт по одному, особенно если глубоко на вторичном рынке, так у американцев условия были получше, а если контракт с Эрбаса напрямую на новые машины, то можно было и с европейскими найти общий язык на нормальных условиях.
А кто переживает, что обслуживать от этого не станут – так если останется только российская регистрация, то и обслуживать будут по нашей нормативной базе. Соответственно, и СЛГ будет наш, да и обслуживать будет намного проще.
Собственно, регулярно пишу и о том, что происходит там с нашим авиапромом. Некоторые уже отличились в комментариях: «плевать на ваши двигатели, электронику и испытания, где ежедневный новый взлёт как на заводе Боинга? Если нет этого до сих пор, то нет никакого авиапрома и нужно нафиг закрыть заводы!». Но за последние пару-тройку дней гигантских новостей нет, но есть и другие.
Во первый на Арсеньевском авиазаводе Прогресс имени Сазыкина новый руководитель – Сергей Шамшура, бывший первый замдиректора Роствертола. Окончил Ростовский государственный университет по специальности «Самолето- и вертолетостроение». Имеет степень доктора технических наук. Судя по комментариям, именно такие кадры устраивают общественность. Что ж, вот вам подходящий управленец. Будем смотреть на результаты.
2 февраля Ред Вингс открыли новый ангар для техобслуживания Сухих Суперджетов в Жуковском. В ангар помещается два самолёта одновременно. Отличная новость. С учётом того, что ангар – объект капитального строительства, то событие долгожданное. Теперь на одно место, где обслуживается Сухой стало больше. Это к вопросу обслуживания Сухих и количества мест, где это можно сделать.
15 февраля ПАО Туполев определит подрядчика, который за 113 миллионов рублей расширит цех окончательной сборки Ту-214, чтобы в цех помещалось одновременно восемь машин. Срок выполнения работ – 11 месяцев. То есть к началу следующего года получим большой цех для производства Ту-214.
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/313681.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести на Озоне либо Яндекс.Маркете:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-krupnyh-porod-2-kg-820727359/