Найти тему
Каулики

Тайное знание Кундалини-йоги Кашмирского шиваизма — Кундалини Виджняна Рахасья

Оглавление

«Кундалини Виджняна Рахасья» опубликована к 90-летию со дня рождения Ишвары Сварупы Свами Лакшмана Джу, великого Садгуру Махараджа. Этот документ был представлен Свами Лакшмана Джу на санскрите в 1960х годах. Текст, непонятный для простых людей, был переведен Садгуру Махараджем на английский спустя 10 лет для помощи некоторым из своих западных учеников и индийским преданным в Ишвар Ашраме города Шринагар. Статья, написанная ясным санскритским языком, имеет высший философский и духовный уровень.

Кундалини считается самой продвинутой из всех йогических практик. Она не предполагает никакого внешнего поклонения или внешних ритуалов. Садхак выполняет практику полностью внутри себя, тонкой внутренней работой над своим умом. Совершенный практик Кундалини полностью осознает свою идентичность с тем, что проявляет Вселенную. Кундалини относится к высшему союзу Шивы и Шакти. Шакти в её форме Кундалини пробуждается практикой определенных аскез. Шива, источник божественного Сознания, пребывает в Сахасрара-чакре на макушке головы. Только проводя Кундалини из корневого центра основания позвоночника последовательно через каждую чакру к коронной чакре, полярности Шакти и Шивы объединяются. Благодаря такому союзу достигается то высшее состояние, которое Свамиджи Махарадж объяснил как раскрывающую и скрывающую энергию Господа Шивы. Как неразделимы энергия света и энергия жара огня, так и Кундалини есть существование Шивы, его жизнь и слава.

Приятно отметить, что Свамиджи Махарадж описал различные аспекты Кундалини в этом философском тексте на основе своего собственного тонкого опыта, который поразил многих ученых пандитов и последователей тантры. Эти открытия были экстраординарными и уникальными. Мы надеемся, что данное послание Садгуру Махараджа поможет всем стремящимся к совершенству достичь своей цели. Джай Гурудев!

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 1
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 1

Есть три аспекта Кундалини — один называется «Прана Кундалини», другой — «Чит Кундалини», а третий — «Пара Кундалини», но «Кулики Кундалини» — это та Кундалини, где вся тройная Кундалини, т.е. «Прана Кундалини», «Чит Кундалини» и «Пара Кундалини» являются потоками состояния Джагадананда, откуда они возникают и проявляются перед вами.

Формирование Кундалини описывается как поднятие из места своего покоя — Муладхара чакры. Муладхара — это место сна Кундалини, где она по волшебству и во имя собственной великолепной славы, сама понимает и является всем, кто испытывает соответсвующее состояние подъема индивидуального сознания. Это называется махадивья теджа сварупа — высшее воплощение света Сознания.

Кунддалини вибрирует в шести колесах (шат-чакрах), которые стоят на её пути в центральный канал, известный как Сушумна. Вибрация нужна только для того, чтобы оживить эти колеса, ибо у нас есть «чакры», однако они мертвы в обычном состоянии. Мы не можем их ощущать, поэтому они вибрируют. Кундалини вибрирует в этих шести «чакрах» с помощью гати — движения, и благодаря этому высшему движению она производит очень приятный и очень радостный звук. Получив подтверждение того, что это радостный звук, которым вибрируют все шесть «чакр», находящиеся на пути Сушумну, она достигает места своего господина — Господа Шивы и пытается умиротворить его в «тысячелепестковом лотосе» в черепе, и тогда, она пронизывает всю Вселенную из 118 миров. Позвольте этой Кулики Кундалини создать для вас потоки и ручьи блаженства Джагадананды.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 2
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 2

Бхо! Бхо! О! Ученые и пандиты Шайвагамы, пропитанные
секретами Шиваизма, сегодня подняв тему познания тайн Кундалини, я передаю вам опыт своих переживаний, случившихся по милости моих Гуру, и описываю всё согласно силе своего интеллекта. Да услышьте вы меня осознанно и внимательно!

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 3
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 3

В целом предполагается, что Кундалини должна быть творческой энергией Господа Шивы, наполненая совершенным «Я-сознанием», о которой в тантрах говорится, что у неё есть три с половиной витка. Свёрнутая в трёх с половиной витках она спит в Муладхара чакре.

Почему три с половиной витка? Какое определение для
трёх витков и что такое остальные пол витка?

Прамея, прамана, прамата и прама

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 4
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 4

Прамея — первый виток Кундалини, это то «Я-сознание», которое связано с объективностью.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 5
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 5

Прамана — второй виток Кундалини, это то «Я-сознание», которое связано с когнитивным (познавательным) циклом.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 6
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 6

Прамата — третий виток Кундалини, это то «Я-сознание», где преобладает субъективное сознание.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 7
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 7

Прежде чем объяснять оставшиеся пол витка — Прама, давайте сначала дополним понятие Прамата.

Что такое Прамата? Это знающий, привязанный к познаваемому, или субъект, который прикреплен к своему объекту познания. Это субъективное состояние, где существуют следы его объективности.

Прама или Прамити — это место, в котором все следы объективности состояния Прамата растворяются. В этом аспекте «Я-сознания» Прамити занимает всего пол витка катушки Кундалини.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 8
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 8

Такова тайна тантр, раскрытая о Кундалини.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 9
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 9

Таким образом, Паравимаршатма — высшая вимарша, т.е. «Я-сознание». И это Высшее Сознание принимает поддержку своей свободной воли Сватантрии, которая имеет три фазы:

  1. В первой фазе Сватантрия имеет тенденцию к объективности, показывая намерение направится вовне. Здесь она ещё не пребывает в объективности, однако готова выйти наружу и полностью проявить внешнюю Вселенную. И только Сватантрия, свободная воля Господа Шивы, является главной причиной этого.
  2. Во второй фазе Сватантрия полностью выходит вовне и направляется в конкретную объективность, проявляя своё внешнее творчество.
  3. В третьей фазе Сватантрия покоится в объективности. Здесь высшая энергия Сознания Господа Шивы воспринимает весь объективный мир как единое со своей собственной природой. Внешний мир не отделен от истинной природы. Сватантрия в этот момент принимает форму змеи, которая просто отдыхает, спит. Состояние творческой энергии Господа Шивы — это только Сватантрия-шакти, которая именуется во всех тантрах так же как Кундалини Шакти.
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 10-12
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 10-12

Кундалини Шакти является источником света (пракаша) каждого
объекта. Здесь слово «свет» означает знание или осознание, и в человеке этот свет производится пятью таттвами (категориями):

  1. Свет Шабда — ощущение слуха, распознавание звуков
  2. Свет Рупа — ощущение цвета, зрительный процесс как таковой
  3. Свет Спарша — ощущение прикосновения, распознавание касаний
  4. Свет Раса — ощущение вкуса, распознавание вкусов
  5. Свет Гандха — ощущение обоняния, распознавание запахов
  • Примечание: Все 5 видов света — это тонкие элементы (танматры).

На самом деле Кундалини не выходит из своей природы. Хотя всем кажется, что она вышла, что она потерялась, на самом деле она не потеряна и никуда не выходила. Кундалини производит свет (пракаша), однако мы видим, что все её проявления не сбились с пути и она всегда пребывает в Сердце собственной природы. Она не заблудилась.

Согласно утверждению Тантралоки, хотя созидательная энергия Господа Шивы занимает деятельную творческую позицию, однако она ничего не создает. Вся видимость творчества есть лишь очарование волшебством своей собственной природы Сватантрии, которая есть абсолютная независимость и свободная воля Господа Шивы. Именно так Кундалини наслаждается вкусом своей собственной великолепной сущности. Это наслаждение определяется или обозначается как та энергия Господа Шивы, которая формирует первый росток мироздания в своей собственной природе, и этот первый росток порождает проявление всех 118 миров.

Есть еще один момент, согласно утверждению Шива-сутр, когда йог берет опору на внимательность-осознание и медитирует на Шива-сварупу, природу Господа Шивы, которая едина с его индивидуальной природой, тогда он достигает состояния транса, которое является тем самадхи, где растворяется вся Вселенная. Это называется состоянием поглощения — Самавеша, в котором извлекается весь класс из 118 миров созидательной энергии Господа Шивы, и тем самым йогин постигает вкус своей собственной природы в её наивысшем движении энергии (спанде). Достигнув спанды, шайва-йогин получает вход в Кундалини Шакти.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 13
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 13

В Тантрасадбхаве, природа (Сварупа) Кундалини Шакти описывается следующим образом:

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 14
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 14

Эта Высшая и Тонкая Энергия выше границ всех каст, и пребывает в каждом человеке, независимо от его касты, вероисповедания и цвета кожи. Бинду, настоящее Cердце, находится в каждом центре из шести чакр от Муладхары до Сахасрары. Центр муладхара-чакры — это Сердце, центр пупочной чакры — это Сердце, центр сердечной чакры — это Сердце, центр горловой чакры — это Сердце, центр межбровной чакры — это Сердце, и центр тысячелепестковой чакры — это Сердце, и эта Высшая Энергия защищает каждую точку Сердца в своей собственной природе, а также создает форму той змеи, которая спит.

О Парвати! Там она покоится в глубоком сне. Она не понимает ничего, кроме своей собственной природы. Хотя она берет (Чандру) Луну, (Агни) Огонь, (Рави) Солнце, (Накшатри) все звезды, все четырнадцать миров и заставляет их покоится в своём собственном теле, эта Богиня выглядит так, словно она потеряла сознание из-за какой-то большой дозы яда. (Тантрасадбхава)

В Тантралоке Кундалини Шакти описывается следующим образом:

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 15
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 15

Семнадцатая кала наполнена воплощением высшего нектара, который не имеет ничего общего с объективным миром, миром познания и субъективным миром. Семнадцатая Кала — это та фаза Луны, которая присутствует всегда, даже во время тёмной фазы. Она относится к излиянию универсального нектара Сознания Господа. Начиная с этой фазы, она всем дает свет и сознание, но ничего не производит. Это Кундалини Шакти.

Пара, парапара и апара

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 16
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 16

В Тантралоке объясняется, что Парапара Шакти — срединная энергия Господа Шивы, также известная как творческая энергия Висарга Шакти, которая является семенем всех остальных энергий, потому что оттуда они проистекают:

  • Пара Шакти — это Высшее состояние Висарга Шакти, которая есть Пара Кундалини
  • Парапара Шакти — вторая энергия Висарга Шакти, известная как собственно Кундалини Шакти
  • Апара Шакти — третья или низшая энергия, известная также как Прана Кундалини
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 17
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 17

Висарга Шакти (творческая энергия) будет объяснена, начиная с её первого состояния, которое является Высшим, то есть Пара Кундалини, и до её последнего состояния — Прана Кундалини, а также момент объединения этих двух состояний, то есть Прана Кундалини с Пара Кундалини. Но для этого необходимо затронуть тему Кама-кала.

Кама-кала

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 18
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 18

Кама-кала означает объединение двух аспектов любого ощущения. Кама означает не только секс. Кама означает что в любой момент контакта органов чувств с объектом происходит сексуальный акт:

  • Когда ваши глаза соединены с формой, то есть ваши глаза открыты и вы находитесь в процессе зрительного восприятия
  • Когда ухо соединено со звуком, например, вы слушаете музыку или тишину
  • Когда нос соединен с запахом, например, вы ощущаете приятный аромат цветка
  • Когда кожа соединена с осязанием, например, вы ощущаете какую-то мягкую вещь

Это базовая практическая теория школы Каула, где адепты медитируют на подобные соединения в их различных проявлениях и на то, что Кундалини Шакти испытывает в данный момент. Такой опыт называется чарья-крама, то есть последовательность (крама) в деятельности (чарья) чувств.

-18
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 19
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 19

Сиддха означает йогин мужского пола. Обычное значение Сиддха-йогини — объединение двух людей. Но поглощение (самавеша) сиддха-йогини может также иметь место при объединении любых двух чувственных восприятий. Например, сиддха может быть ухом (не физическим ухом, а энергией слуха), а йогини звуком. Для медитации в чарья-краме используется знание процесса восприятия ощущений.
Это также известно как реальность Кама-таттвы.

Кама-таттва

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 20
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 20

Ачарья Абхинавагупта разъяснил это в своей Тантралоке.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 21
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 21

В Шриматкулагухвара Тантре сказано, что энергия творения (висарга) обнаруживается в контакте двух в форме переживания радости, удовлетворения или чего-то ещё, но всегда создается какое-либо переживание в восприятии. Эта творческая энергия есть буква «ха», но она является полубуквой и не воспроизводится полностью. Это частично воспроизведенное «ха» известно как Кама-таттва, реальность преднамеренного желания. Кама (волевое желание) обретает полноту только тогда, когда она объединена и это истинное состояние Камы.

Ачарья Ватуланатха также предписывает в своих сутрах:

Высшее единение происходит при соприкосновении сиддхов и йогини. Сиддхи относятся к «Я-Сознанию» или истинной Самости, а йогини относятся к любой объективности.

Итак, Кама-таттва относится не к физическому сексуальному контакту, а ко всем чувственным контактам, которые являются союзом сиддхи-йогини. В сутре Ватуланатхи высшее соединение называется праздником Махамела Пасабдена, ибо в момент высшей встречи Шивы и Шакти активируется Кундалини Шакти.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 22
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 22

Такое переживание Каула-йогина длится лишь одну секунду.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 23
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 23

Затем он переживает и достигает соединения Шивы и Шакти. Это то состояние, когда Шиву и Шакти невозможно отличить друг от друга. Индивидуальность Шивы и Шакти теряется. Шива и Шакти повсюду. Это как смешать два кувшина молока. Однажды объединившись, эти два кувшина с молоком не могут быть разделены. Таким образом, дифференциация Шивы и Шакти исчезает.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 24
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 24

В этом состоянии великого праздника единения, который происходит благодаря контакту сиддхов и йогинь, кула-йог постигает состояние Кундалини Шакти и может после этого делать всё, что захочет. Для него нет греха ни в каком поступке. Он пригоден для чарья-крамы, т.е. практики вхождения в Высшее Сознание через чувственный контакт, наполненный знанием. Другие адепты не годятся для этой практики, это нужно ясно понять. Йогины, утвердившиеся в осознании своей природы Шивы, безграничные сердца которых подобны океану или небу, и кто находится в состоянии превыше всего, за пределами всего, уполномочены следовать по пути чарья-крамы, но другие совершат ошибку и попадут в ад.

-25
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 25
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 25

Шри Кшемараджа написал в этой связи следующий стих:

Йоги, считающие, что они утвердились в этом состоянии, однако в действительности не могут удержать его, сколько бы ни пытались, не подходят для восхождения Кундалини Шакти. Чтобы ощутить состояние чарья-крамы, йогин должен стать океаном с широким кругозором, потому что это океан, в котором все потоки в своём движении становятся неизвестными и покоятся, не издавая ни звука.

Прана Кундалини

-27
-28
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 26-28
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 26-28

Теперь будет объяснена природа Прана-Кундалини.

Чит Висарга Шакти — творческая энергия Господа Шивы, наполненная вкусом Её собственного Сознания.

Создание своего собственное Я из самого себя, в своей собственной Самости — это природа Висарга-шакти. Создание себя из себя в реальности — это реальность творческой энергии. Таким образом, создание «Я в Себе» из «Я» является истинным определением творческой энергии.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 29
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 29

Это утверждение Ачарьи Абхинавагупты о том, что когда Кундалини переживает состояние творческой энергии Сознания Висарга Шакти в своей собственной природе, тогда в самом начале творения дыхание (прана) появляется как первое творение. Первая деятельность праны происходит, когда божественное Сознание начинает творческий цикл и формирует то дыхание, которое ещё не является ни вдохом, ни выдохом воздуха, а прананой, т.е. вибрирующим дыханием. Когда женщина зачинает ребенка в утробе, этот ребенок сначала живет с вибрирующим дыханием, которое не является полноценными вдохами-выдохами воздуха. В это время нет настоящего дыхания, есть только жизнь. Такое вибрирующее дыхание — пранана. Писания говорят нам, что Прана Кундалини возникает в форме дыхания, когда созидательная энергия Висарга Шакти проявляется посредством первого вибрирующего дыхания (прананы).

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 30
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 30

В созидательной энергии Господа Шивы, которая, как предполагается, является состоянием Прана Кундалини, требуется формирование этой вибрирующей силы дыхания, которая появляется из блаженного состояния нашей природы. В следующем движении этой вибрации возникает пять состояний дыхания, а именно: Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, — которые являются формой Пранана Шакти. На этой стадии, однако, эти пять дыханий еще не проявлены, потому что в таком состоянии Прана Кундалини есть лишь блаженство нашей природы.

  1. Прана — вдох и выдох.
  2. Апана — возникает, когда в туалете мы выталкиваем стул или мочу.
  3. Самана — это то дыхание, которое удерживает наши нервы в правильном положении и все жизненные каналы в равновесии.
  4. Удана — это дыхание, которое переваривает пищу в нашем теле.
  5. Вьяна — это дыхание, которое стимулирует все процессы и направляет прану с вибрирующей силой.
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 31
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 31

Энергия Сознания в форме Прана Кундалини появляется в первом состоянии творческого импульса и её испытывают шайва-йоги.

-33
-34
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 32-33
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 32-33

Сейчас я объясню вам Прана Кундалини согласно своему собственному опыту.

Согласно стихам 24 и 25 Васугупты объясняется, что центр двух дыханий — это путь. Таким образом мы получим доступ к подъему Кундалини Шакти. В обычной жизни этот доступ закрыт и заблокирован, но он открывается, когда появляется Прана Кундалини. Когда эта Высшая Энергия Сознания концентрируется в Урдхвамарге — центре, мы получаем доступ к восхождению наверх. Когда мы постоянно без перерыва концентрируемся на этой Урдхвамарге — центре, тогда Чандра — Луна, известная как входящее дыхание, и Сурья — Солнце, известное как исходящее дыхание, спонтанно входит на путь центрального канала Сушумна-нади и устремляемся вниз к Муладхара-чакре. Затем дыхание в виде Кундалини поднимается из Муладхара-чакры в Сахасрара-чакру, проходя через тонкое отверстие Брахмарандхры. В точке Брахмарандхры есть тонкое отверстие, через которое Кундалини покидает оковы этого тела и входит в бесконечное пространство Божественного Сознания, где дыхание более не обнаруживается, вдохи и выдохи прекращаются.

В этом состоянии дхьяны, если вы не поддерживаете совершенное внимание, тогда станете жертвой сонливости и потеряете концентрацию из-за того, что на мгновение отвлекли своё сознание от этого вибрирующего центра. Вы внезапно выйдете из него и впадете в пустое состояние, называемое пралаякала. В этот момент вы пока ещё не выходите в разнообразный круговорот мира явлений, наполненного мыслями, но вы будете пребывать лишь в пустоте. После падения в состояние пустоты вы откроете глаза и снова станете такими же, как и все обычные мирские люди.

Это называется словом муда с санскрита, и означает что такой человек просто тупица. Вся эта Вселенная наполнена Сознанием, но тупицы его потеряли. Вот причина того, что мы брошены в этот цикл Майи, страданий, пыток, болезней, повторяющихся рождений и смертей, и т.д.

Но тот йог, который Прабудда, то есть кто внимателен всем Сердцем, кто не может потерять своё сознание даже под хлороформом, тот йог велик.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 34
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 34

Это объяснил Васугупта в своих «Спанда-карики»:

Когда шайва-йог не допускает отсутствия осознавания даже на одно мгновение, а всегда подчеркнуто внимателен и установлен в Шива-бхаве, тогда его ум направляется к самавеше.
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 35
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 35

Затем силой однонаправленности оба дыхания (вдох и выдох) автоматически входят в центральную вену.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 36
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 36

И в следующий момент йогин переживает состояние подъема Прана Кундалини из места Муладхара-чакры.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 37
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 37

От Муладхара-чакры в начале своего восхождения к ней подключается Прана Шакти, которая расцветает повсюду, и йог переживает состояние Прана Кундалини.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 38
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 38

В этом состоянии Прана-Кундалини-йоги возникает двустороннее движение. Лишь один путь ведет к реализации —

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 39
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 39

Когда дыхание входит в центральный канал, входящее дыхание (апана) и выходящее дыхание (прана) собираются вместе в одну точку, и занимают стартовую позицию для опускания вниз. Так возникает состояние ламбика. Оно не может быть установлено никакими физическими средствами, потому что ламбика очень тонкая, и в ней есть четыре точки. Два дыхания, принимающие позицию нисхождения, достигают точки ламбики с правой стороны.

С левой стороны есть другая точка, которая в обычное время активна в нас, в то время как правая точка ламбики заблокирована. Когда вдох и выдох собираются вместе, принимая нисходящее положение, то наше дыхание останавливается и ощущается удушье. Затем в точке с правой стороны открывается отверстие через которое дыхание устремляется вниз.

Когда дыхание входит в ламбику, оно производит звук, подобный тому внутреннему звуку, который возникает, когда вы закрываете уши, нажимая на них пальцами. Это непрерывный звук, подобный шуму океана. Когда два дыхания входят в Сушумну и направляются к Муладхара-чакре, там они останавливаются и возникает подобный звук. В тот момент происходит проникновение в Муладхара-чакру. Когда в неё проникают, йог ощущает, как колесо (чакра) начинает двигаться с огромной силой и звуком. Оно движется по часовой стрелке. Это состояние, которое испытывают йоги в первый момент, когда такое происходит.

-42
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 40
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 40

Сразу после этого пронизывания, Кундалини выходит из Муладхара-чакры и поднимается, чтобы проникнуть в колесо (чакру), находящуюся в пупке (набхи-чакру). После этого проникновения Муладхара-чакра также начинает двигаться с большой скоростью вместе со звуком, и в это время йог не чувствует, что лишь пупочная чакра движется, он чувствует, что и Муладхара-чакра движется, т.е. йог испытывает движение обеих чакр одновременно. Йог слушает этот звук, который приносит большую радость. Свамиджи рассказывает об этом из собственного опыта.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 41
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 41

Теперь из набхи-чакры дыхание в форме Кундалини поднимается вверх к сердцу и проникает в находящуюся там чакру, известную как хрит-чакра. После проникновения хрит-чакра (сердечная чакра) также начинает быстро двигаться со звуком, и йог чувствует не только движение хрит-чакры, но также переживает движение набхи-чакры и муладхара-чакры. Таким образом воникает тройное движение чакр.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 42
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 42

Далее дыхание в форме Кундалини со скоростью проникает в чакру бхру-мадхья, находящуюся между двумя бровями. При таком проникновении обе эти чакры начинают быстро двигаться со звуком. Это то, что испытывает йог.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 43
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 43

Таким образом, этот йог в состоянии подъема Прана Кундалини, проникнув в последнюю бхру-бинду-чакру, — испытывает движение всех своих чакр от Муладхара-чакры до бхру-мадхья-чакры одновременно со скоростью, как у огромной машины. И прямо с этого момента йогин переживает обладание восемью йогическими силами. Эти 8 йогических сил (сиддхи) указаны ниже:

  1. Анима — это способность становится невидимым
  2. Лагхима — это способность стать легким, как перышко, и летать в небе
  3. Махима — с помощью этой силы йог становится очень большим и производит тело, подобное телу Ханумана
  4. Гарима — благодаря этой силе йог становится очень тяжелым, так что никакая сила на земле не может его сдвинуть
  5. Ишитва — это та сила, с помощью которой йог испытывает власть над этим миром. Он действует по своему желанию без каких-либо препятствий
  6. Прапти — это способность быть в разных местах одновременно.
  7. Пракамья — с помощью этой силы йог достигает полного контроля над своей собственной системой жизнедеятельности
  8. Вашитва — благодаря этой силе каждый притягивается к йогу, и каждый хочет быть с ним
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 44
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 44

Далее Ачарьей Абхинавагуптой в главе Ведха-дикши (проникающей инициации) Тантралоки было объяснено, что инициация проникновения чакр описана по-разному в тантрах, и что йогин должен испытать инициацию проникновения, посредством которой он поднимается от одной чакры в другую и одновременно испытывает эти чакры в движении. Благодаря этому йоги обладают восемью великими силами йоги (сиддхами).
Но неуспешные йоги переживают состояние Прана Кундалини иным образом. Те йоги, которым не повезло, переживают подъем Прана Кундалини так же, как великие йогины. Однако, когда воли Господа Шивы на правильный подъем Кундалини нет, то она не направится вверх, потому что всё происходит лишь по воле Господа Шивы.

Поэтому Прана Кундалини движется в обратном направлении, она сначала пронзает чакру бхру-мадхья и приводит её в движении. Далее приходит в движении горловая чакра (кантха). Две чакры вращаются одновременно. Далее сердечная чакра (хрит) приходит в движении, и только после этого начинает вращаться пупочная чакра (набхи). Движение Муладхара-чакры происходит в самом конце. Все эти чакры так же движутся одновременно и со звуком.

Когда Прана Кундалини поднимается таким образом, это указывает на то, что этот йог привязан к мирским удовольствиям. Для него остаются следы привязанности. У него ничего не получится.
Он не имеет шансов овладеть восемью великими йогическими силами, наоборот, этот йог вошел в состояние
пишачавеша — погружение, которое называют дьявольским. Такого неудачливого йогина на протяжении всей его жизни будет преследовать бесконечная череда препятствий. Это также сказано в Ратнамаластотре:

Когда это состояние устанавливается внизу и оттуда оно проникает всё выше и выше, тогда это подъем и освобождение (мокша). Это значит, что йогин получил достаточную квалификацию для достижения знания.
И, наоборот, когда это состояние принимает только нисходящую форму и движение происходит в обратном направлении, тогда это ошибочное поглощение (пишачавеша) и падение вниз, указывающее на то, что жизнь этого йога теперь станет болезненной и наполненной страданиями.

Ведха дикши — результат практики Кама-калы

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 45
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 45

Теперь мы подробнее коснемся состояния Кама-калы, которое мы обсуждали ранее. Когда йог вступает в контакт с сиддхами и йогини, это состояние Прана Кундалини, и всё это переживается этими йогами во время входа в Виша-таттву.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 46
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 46

Вначале уже было описано какие состояния там переживаются, и то же самое имеет место и в Виша-таттве.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 47
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 47

Эта ведха-дикша (инициация пронизывания) описывается в Кулагухваратантре шестью видами, а именно:

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 48
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 48
  1. Мантра-ведха
  2. Нада-ведха
  3. Бинду-ведха
  4. Шакта-ведха
  5. Бхуджанга-ведха
  6. Пара-ведха.

Все эти шесть посвящений проникновения, описанные в «Кулагухвара-тантре», происходят в Прана Кундалини, и каждое из них отражает различный опыт подъема Прана Кундалини. Разновидности этих инициаций приходят к стремящемуся в зависимости от его желаний и устремлений.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 49
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 49

Эти шесть способов проникновения в Кундалини будут объяснены следующим образом:

Когда из Муладхара-чакры Кундалини поднимается, она принимает форму всех мантр. Силой праны Кундалини постепенно проникает во все чакры снизу вверх. Это называется мантра-ведха — первое прокалывание, через которое йог слышит звук мантры. Этот вид пронзания происходит, когда йог сильно желает и жаждет познать Высшее Я-Сознание. В этом случае, когда Прана Кундалини поднимается, она принимает форму мантры, и йог слышит мантры, такие как Ом, Шива, Ахам или Со'хам. В то же время он чувствует, что Я-Сознание и есть эта Кундалини, оно едино с Кундалини. Это называется мантра. Дыхание становится полным блаженства, и это дыхание проникает во все чакры. Таков этот вид проникновения мантра-ведха.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 50
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 50

Нада-ведха — второй тип прокалывание. Этот прокол происходит, когда йог желает возвысить людей. Здесь, когда дыхание касается Муладхара-чакры, происходит формирование звука барабана.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 51
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 51

Третий тип пронзения называется бинду-ведха. В бинду-ведхе блаженная сила дыхания превращается в фонтан семени. Слово бинду означает семя. Йог чувствует, что это фонтан семени, который поднимается от Муладхары и распространяется по всему его телу. Когда Кундалини поднимается в йоге, он понимает, что сексуальная радость ничто по сравнению с той радостью, которую он испытывает.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 52
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 52

Четвертый тип прокалывания называется шакта-ведха. В этом прокалывании стремящийся переживает подъем из Муладхары в форме муравья, потому что блаженная сила дыхания трансформируется в чистую энергию Шакти. Это подъем энергии в Кундалини Шакти. Это называется так, что данный вид проникновения в Прана Кундалини наполнен силой.

-56
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 53
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 53

Пятый тип пронзения бхуджанга-ведха. Здесь йог чувствует, что поднимается змея и издает шипящий звук. В этом случае подъем блаженной силы дыхания в форме кобры пронизывает все чакры снизу вверх.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 54
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 54

Шестой тип пронзения пара-ведха, Высшая Ведха. Его испытывают те, кто всегда стремится лишь найти Господа и ничего больше. Их не интересует эта Вселенная, они хотят сдать себя полностью Господу.

Вхождение в Пара Кундалини

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 55
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 55

Теперь коснемся переживания Высшей Кундалини и рассмотрим как переживается Пара Кундалини.
Пара читирупа висарга'шакти высшая творческая энергия, едина с Высшим Сознанием, когда направлена к Её внутренней природе (Сварупе), где заканчивается всякое движение, и там она наслаждается Своим истинным состоянием — полнотой «Я-Сознания», полностью наполненным Бого-Сознанием,

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 56
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 56

Тогда это «Я-Сознание» растворяется в смутном Сознании Высшего и смутное Сознание Высшего растворяется в «Я-Сознании» — это и производит единство Самадхи и Вьюттханы — единство внутреннего и внешнего опыта, что говорит о единстве природы Кундалини и этого внешнего мира. Они кажутся одним целым друг с другом. Нет ни малейшей разницы. Это состояние Крама-мудры. Это состояние Пара Кундалини. Это состояние Джагад-ананды.

Определение Джагадананды дается в Тантралоке таким образом:

-61
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 57
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 57
  • Где нет разрушения и где нет отсутствия блаженства
  • Где блаженство сияет со всех сторон
  • Где оно повсеместно укрепляется Высшим Я-Сознанием Господа
  • Где шесть частей йоги — бхавана, дхарана, дхьяна, пратьяхара, йога и самадхи — больше не используются и не требуются

Это состояние — Джагад-ананда. Абхинавагупта говорит, что его учитель Самбхунатха рассказал ему всё это о Джагадананде.

Теперь из собственного опыта хочу рассказать вам кое-что ещё по этому поводу.

-63
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 58
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 58

Когда шива-йог становится достойным высшей милости Господа Шивы и когда его энергия дыхания входит в центральный канал, она не касается шести находящихся там чакр, а поднимается, не затрагивая эти шесть чакр, будто фонтан, поднимающийся к высшей чакре с тысячью спицами, и там йогин наполняется блаженством Божественного Сознания.

Таким образом, йог переживает состояние Крамы-мудры внутри и снаружи.
В Крама Сутре сказано:

Сначала снаружи он входит внутрь в интровертное состояние.
Изнутри он выходит наружу в экстравертное состояние.
И это движение входа и выхода происходит силой всасывания, а не усилиями йога.

Это состояние выхода наружу и внутрь, а затем изнутри наружу, просто для того, чтобы понять, что внутреннее и внешнее — это не разные аспекты, а одно, то есть Крама-мудра.

Еще один момент, тот, кто переживает это состояние самавеши (погружения) Крама-мудры, переживает, что вся эта Вселенная растворяется в небытии в великом небе Сознания Господа.
Хотя он открывает глаза и чувствует, что всё растворяется в том состоянии. Но когда он пытается выйти из этого состояния, ему становится очень трудно. Потому что интенсивность Бого-Сознания не позволяет ему выйти наружу. Потом на мгновение он приподнимается — и после этого снова наполненный опьянением покоится внутри. Это происходит снова и снова, и это называется Крама-мудра.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 59
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 59

Это подобно действию качелей, раскачивающихся взад и вперед, в один момент йогин выходит наружу, а в следующий момент отдыхает в своей собственной природе.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 60
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфа 60

С помощью этого процесса Крама-мудры йогин переживает состояние Высшей Кундалини.
Теми или иными практиками и методами йог системы Каула входит в состояние безупречности, чистоты и
Нираджана (без пороков).
Ниранджана — есть три состояния:

  1. Кама-таттва. Находится в желании, в энергии воли (иччха-шакти).
  2. Виша-татва. Находится в энергии знания (джняна-шакти).
  3. Ниранджана-таттва. Находится там, где нет страха упасть, где нет страха смерти. Это путь крия-шакти, потому что здесь вы должны узнать Господа в действии.
-67
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 61-62
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 61-62

Итак, согласно утверждению Кама-калы, Кама-таттва входит в силу воли, Виша-таттва обитает в силе знания, а Нираджана-таттва обитает в силе действия. Когда все эти три состояния соединяются друг с другом — это состояние Высшего Я Сознания.

Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 63
Кундалини Виджняна Рахасья. Строфы 63

Точно так же Божественные писания шиваизма объясняют, что:

  • Энергия воли (иччха-шакти) — это Шакти-Кундалини
  • Энергия знания (джняна-шакти) — это Прана-Кундалини
  • Энергия действия (крия-шакти) — это Пара-Кундалини
Свами Лакшманджу
Свами Лакшманджу