Каждый, кто проезжал в Москве мимо Триумфальной площади (бывшей площади Маяковского), не мог не заметить здание со шпилем, башенкой и часами, похожее по стилю на знаменитые сталинские высотки, но несколько более низкое. Это здание легендарной гостиницы Пекин, ставшее одной из визитных карточек Москвы наряду с высотками.
Многие думают, что его построили во время дружбы СССР с Китаем во времена Мао. И я так думал до недавнего времени. Однако его история не так проста, как кажется.
Здание гостиницы было заложено ещё до войны, в 1939 году.
Гостиница должна была стать высотной доминантой площади Маяковского (и стала ей в итоге). Её проект поручили архитектору Дмитрию Чечулину, одному из плеяды знаменитых архитекторов "сталинского ампира", будущему автору высотки на Котельнической. Его авторству принадлежит и памятник Маяковскому напротив гостиницы, и в целом проектирование ансамбля площади Маяковского. К лету 1941 года были построены несколько этажей гостиницы с фасадом на Садовое, но война заморозила строительство.
Точной информации о строительстве довольно мало, и она скудна. Вероятно, потому что изначально здание строило НКВД для своей ведомственной гостиницы. Во время войны НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). После войны они стали называться, соответственно, МГБ (ещё позже — КГБ) и МВД.
Гостиницу "Пекин" строило МВСУ (Московское военно-строительное управление) НКВД СССР. Оно же строило после войны и высотку на Котельнической.
После войны Чечулин переработал проект из ведомственной в обычную гостиницу. Хотя всё равно в здании оставались зарезервированные за силовыми ведомствами помещения и номера. Так, почти всё правое крыло здания (если стоять к нему лицом, а спиной — к памятнику Маяковскому и Тверской) было отдано под служебную гостиницу МГБ, а левое (вдоль Садового кольца) принадлежало МВД.
Основное же здание увенчала башенка с часами и шпилем. Когда стройка возобновилась, на стройплощадке работали в том числе и пленные немцы.
Редкое цветное фото тех лет демонстрирует нам оригинальный цвет здания (сегодня, как видите, он отличается):
В том числе цвет гармонировал и с окраской следующих домов по Большой Садовой. Сегодня эта гармония нарушена:
Один из лифтов в здании идёт до 13 этажа (это этаж большого банкетного зала рядом с часами), а официальных данных об этажности здания вообще нет в публичном доступе. Но похоже, что этажей в основном здании с башенкой минимум 14.
Над часами в башне явно есть ещё минимум один этаж.
А так выглядит гостиница сегодня из окна дома Булгакова на Б. Садовой:
Есть городская легенда о том, что сразу после войны новый отель решили назвать "Лондон". Была традиция в Москве называть хорошие гостиницы в честь европейских столиц. А в только что закончившейся войне СССР и Англия были союзниками по борьбе с нацистской Германией.
Согласно этой легенде часы на башенке должны были напоминать знаменитый Биг Бен с часами на нём!
Однако в 1946 году ситуация в корне изменилась, когда Уинстон Черчилль произнёс свою Фултонскую речь, которая возвестила начало "холодной войны". Бывшие союзники стали противниками, поэтому название "Лондон" исключили по идеологическим соображениям.
Изначально часы были маятниковыми. Более пятидесяти лет они работали исправно. Но в 2002 году стрелки на циферблате замерли. Устранить поломку своими силами не удалось, как не удалось и найти специалистов, которые могли бы починить маятниковые часы такого размера.
Нашли компромиссное решение — установить электронный блок.
Полностью демонтировать механическую часть часов не стали.
Старый механизм и сейчас украшает часы с обратной стороны.
1 октября 1949 года произошло знаменательное событие: у советского народа появился китайский брат. В этот день на площади Тяньаньмэнь в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Коммунист Мао Цзэдун победил в гражданской войне при активной поддержке СССР.
Появилась известная всем в те годы песня на стихи Михаила Вершинина о дружбе русских и китайцев "Москва — Пекин":
"Русский с китайцем братья навек.
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
С песней шагает простой человек,
Сталин и Мао слушают вас."
Был запущен и одноимённый прямой поезд между столицами стран.
В честь этого события гостиницу решили назвать "Пекин".
Внешний вид здания, однако, не претерпел изменений при этом.
Вероятно, Чечулину уже надоело в очередной раз переделывать проект..
Однако гостиницу не достроили ни в 1949 году, ни даже к 1953 — году смерти Сталина. Считается, что сдали гостиницу лишь в 1954 году, а первые постояльцы заселились в неё только в 1956 году, но полностью в эксплуатацию здание ввели аж в 1958 году — почти через двадцать лет после начала строительства. И нигде в прессе тех лет почему-то нет никакого упоминания об открытии столь знакового объекта в Москве..
Причина столь тайного открытия и начала работы связана, вероятно, с тем, что к середине 1950-х годов отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться из-за политики, проводимой Хрущёвым.
Из окон гостиницы (с высоких этажей башни) можно рассмотреть пять из семи имеющихся в Москве сталинских высоток, а с её крыши снималась панорама для детского фильма 1956 года «Старик Хоттабыч».
15 декабря 1955 года, согласно решению Исполкома Моссовета, предписывалось также «открыть в первом этаже здания гостиницы ресторан с китайской кухней и кафе при нём». Учитывая, что в советской Москве вообще до тех пор не было ресторанов китайской кухни, это было действительно экстраординарное событие! И правда — до сих пор в сети больше воспоминаний не о самой гостинице тех лет, а о ресторане при ней. Тем более грустно, что от оригинального ресторана сегодня не осталось ничего. 90-е годы он не пережил. Теперь он выглядит.. вот так:
Тут сегодня подают только грустные отельные завтраки, а потом стыдливо закрывают помещение.
А так выглядел зал ресторана гостиницы "Пекин" в 1957 году — почти сразу после открытия:
В советские годы зал почти не менялся, за исключением одной фрески (об этом будет рассказано ниже). Так зал ресторана выглядел в 1970-е:
Первоначально ресторан содержал два основных зала: зал русской кухни и китайской кухни. Китайский зал отличался богатым убранством: ручная роспись на стенах и колоннах с применением только натуральных красителей (к примеру, красный — бычья кровь), деревянные панели и ширмы ручной работы, выполненные в технике «маркетри», картины на стенах — роспись по китайскому шёлку, китайские вазы и статуэтки. Некоторые сохранившиеся предметы интерьера ресторана сохранились в музее гостиницы, но большинство было украдено в 90-е годы.
Двухзальный, большой ресторан был оформлен лучшими китайскими дизайнерами и декораторами, как дар Москве. Потолок украшали двенадцать хрустальных люстр — трофеи из Германии. Между ними висели большие китайские фонарики с шелковыми кистями. Они медленно кружились и неожиданно зажигались к большому удовольствию публики.
Вот тут цветные кадры из 80-х годов, для лучшего понимания того, что там когда-то было, и чего больше нет:
В государственных фондах после войны появилось много трофейной посуды. Ее и распределили в "Пекин". К тому же специально для ресторана была изготовлена китайская посуда. Роскошная, с историей, сервировка придавала банкетам особую торжественность.
Вот как описывает этот ресторан писатель Рауль Мир-Хайдаров, который был там завсегдатаем:
"Обширное пространство ресторана от входа до самой эстрады, где восседал джазовый оркестр, разделялось ярко-красной широкой ковровой дорожкой на две просторные половины, заставленные тяжелой мебелью из редких пород китайских деревьев... Дюжина мощных колонн, удерживавших высокие потолки, разделяла пространство зала на секторы. Вот они, эти колонны, сиявшие вишнёво-алым китайским лаком, вместе с фонариками придавали восточный китайский колорит залу.
По правую сторону от входа, на Брестскую улицу выходили восемь огромных окон, какие роскошные ламбрекены из китайской парчи украшали эти окна – не высказать! На стенах между окнами висели в темных вишневого цвета рамах семь огромных горизонтальных картин с очень выразительными пейзажами Поднебесной".
Интересен его рассказ и о сервировке в ресторане - "...на день рождения или на помолвку в "Пекине" могли накрыть стол, на котором стоял сервиз на тридцать шесть персон, сделанный некогда для дома Габсбургов, Тиссенов, а к нему прилагалось и немецкое фамильное серебро с монограммами немецкой знати 18-19 веков. Больше всего я радовался, когда в большой компании нам выставляли русский фарфор Кузнецовских и Александровских заводов, вот к ним подавались серебряные приборы с монограммами известных некогда русских дворянских фамилий...".
А вот как описывал изменения в оформлении основного зала ресторана журналист Алексей Богомолов:
"Первоначально над сценой, в конце основного огромного зала, была фреска, на которой Сталин и Мао, поднявшись со своих мест, за уставленным яствами столом, жали друг другу руки. На них с восхищением смотрели сидевшие по разные стороны стола русские и китайцы.
Генералиссимус ко времени открытия «Пекина» уже умер, и его культ даже был осужден ХХ съездом партии, но фреска просуществовала ещё три года. В 1961 году «вождь народов» был вынесен из Мавзолея и закопан поблизости. Под это дело ближе к новому, 1962 году «Пекин» тихонько закрыли на санитарную обработку, а когда он открылся, удивлённые посетители увидели, что на панно над сценой председатель Мао жмет руку какому-то абстрактному русскому. Других гостей и яства на фреске решили временно оставить, хотя отношения с Китаем у нас постепенно ухудшались.
Двое русских, бывшие товарищи Сталин и Мао, жавшие друг другу руки за советско-китайским столом, продержались, как говорят, недолго, всего лишь до событий на острове Даманский в марте 1969 года, когда китайцы вероломно напали на наших пограничников, а мы впервые использовали в боевых условиях новую модель БТР. За один день десятки лиц изменить трудно, так что панно завесили плотной холстиной, и по ночам, а также в утренние нерабочие часы группа художников приводила фреску в соответствие с генеральной линией партии. Вскоре москвичам и гостям столицы была представлена новая версия картины, на которой были изображены представители народов СССР в национальных костюмах, а двое русских, один в китайском френче, а другой в белом кителе, как и прежде, обменивались рукопожатиями.
Последнее изменение картины относится к 1983 году. Тогда один ушлый спекулянт, торговавший около комиссионного магазина на Садовой-Кудринской, примерно в километре от заведения, решил за некоторую сумму увековечить свой образ. В одну из ночей неизвестный художник придал «русскому Сталину» черты торговца «акаями» и «сонями». Время от времени тот приводил девушек и невзначай показывал им на панно над сценой."
В 1990-е же картина, как и в целом оригинальный декор ресторана, были утрачены или разворованы. В конце 90-х некогда респектабельный "Пекин", по воспоминаниям того же Рауля Мир-Хайдарова, выглядел так:
"Из полутемного зала рвалась оглушительная музыка, умноженная десятками мощных усилителей... По залу, время от времени, хаотично пробегали цветные лучи, неожиданно раздавались цветные взрывы, словно рвались новогодние петарды. И повсюду, насколько можно было разглядеть, мелькали разноцветные экраны множества разных игровых автоматов, стоящих в ряд, словно солдаты... Ничто не напоминало великий ресторан..."
Впрочем, так выглядело большинство заведений в 90-е годы..
Попасть в этот ресторан было с самого начала достаточно сложно, помимо этого в нём подавались абсолютно непривычные советскому человеку блюда, поэтому собиралась там в основном тогдашняя московская элита.
Ососбенно ресторан "Пекина" любила театральная публика. Площадь Маяковского тогда называли второй театральной площадью Москвы.
В 1960-70-е годы здесь стояли здания театра "Современник", кукольного театра Сергея Образцова, театров Сатиры и Моссовета, а также Концертного зала им. Чайковского. Последние три сохранились на площади и сегодня.
Поскольку китайский ресторан стал популярен у богемы, он был увековечен и в творчестве того времени.
Николай Глазков: «Им не нужны пустые хлопоты, не станут есть медуз в «Пекине» – как воробьёв большого опыта, не проведёшь их на мякине!».
Александр Галич: «И пошли мы с ней вдвоём, как по облаку, и пришли мы с ней в "Пекин" рука об руку. Она выпила дюрсо, а я перцовую – за советскую семью образцовую!»
Помимо ресторана на 3-м и 6-м этажах отеля также располагались буфеты с богатейшим ассортиментом. Особенно удобно было ходить сюда из "Современника". Его художественный руководитель Олег Ефремов был завсегдатаем заведения. Часто буфеты "Пекина" посещали также актёры театра "Сатиры": Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, и многие другие.
В буфеты иногда ходили пообедать и клерки из соседних учреждений.
Над залом ресторана и в средней (высотной) части здания были гостиничные номера высшего уровня. В них останавливались Марина Влади, Дин Рид, Марсель Марсо. Недолгое время после смерти отца здесь жил Василий Сталин. А в номере 1101 на 11-м этаже часто гостил Аркадий Райкин, приезжавший из Ленинграда на гастроли в Москву.
Позже один из подобных номеров гостиницы вообще принадлежал Иосифу Кобзону (а ныне — его наследникам):
Некоторые подобные номера украшены сегодня китайскими вазами:
Рассказывают ещё об особом блюде ресторана гостиницы, которое стоило очень дорого, но которое часто заказывали гости из южных республик.
Называлось оно "Вырезка фри кусочками – с выходом" — вариация блюда отличалась от просто "Вырезки фри кусочками" за 1 рубль 30 копеек сумасшедшей ценой аж в 28 рублей. А это всего лишь порция свиной вырезки в кляре, посыпанной экзотичным сычуаньским перцем. Тем не менее, некоторые гости заказывали дорогую версию. В чем же заключался "выход"? Это было шоу, как бы сейчас сказали!
Одетый в швейцарскую ливрею старик бил в тарелки для привлечения внимания. За ним шли два официанта с мельхиоровыми блюдами солидных размеров. Сзади шли три девушки. Дойдя до нужного столика, швейцар колотил в тарелки с удвоенной силой, девушки танцевали, а официанты ставили перед гостями обычную порцию вырезки в тесте в 150 граммов.
Ну а что же сегодня можно увидеть внутри гостиницы? Сохранились ли её интерьеры хотя бы частично? Да, частично интерьеры сохранились, но, как говорится, "есть нюансы". Давайте же зайдём и посмотрим!
Вот что мы видим сразу после входа в легендарную гостиницу:
Совершенно точно кованая решётка над лестницей оригинальная.
Вазы тоже явно с историей и китайским колоритом, но были ли они здесь изначально — неясно.
Всё, что не растащили по частным коллекциям в 90-е годы, собрано в мини-музее отеля в холле на 7 этаже.
В том числе тут частично собраны и вещи из ресторана отеля.
Листайте галерею:
Цены в гостинице в начале 1990-х:
Реклама ресторана Пекин начала 1990-х:
Нынче в гостинице не только гостиница, но и бизнес-центр. Часть помещений сдаются в аренду:
Но на мой взгляд, самое аутентичное из сохранившихся помещений отеля находится на 13 этаже — это бывший банкетный зал гостиницы с огромными потолками, колоннами и сохранившимися фресками в стиле соцреализма:
Сегодня в этом бывшем банкетном зале находится кальянная с соответствующим "кумаром", висящим в воздухе.
Но именно из этого зала есть выход и на открытую террасу, откуда открываются потрясающие виды на центр города:
А в 1957 году с этой террасы люди приветствовали процессию международного фестиваля молодёжи и студентов:
Коридоры гостиницы в целом сохранили атмосферу прошлого:
Лестницы сохранили перила и кованую балюстраду:
Стойка администрации внизу выглядит странновато, но в целом терпимо:
Внушительные колонны внизу у входа:
Виды из некоторых номеров и коридоров на город. Листайте галерею:
А так выглядит нарисованное здание гостиницы в её современном лифте:
Ну а здесь вы можете посмотреть вид из гостиницы на Садовое кольцо в движении:
В целом, к сожалению, от оригинальных интерьеров сохранилось не так уж и много, хотя при желании вы сможете найти в гостинице и дух прошлого.
Сегодня владельцам гостиницы явно не хватает понимания ценности историчности того сооружения, которое им принадлежит.
Как ни странно, даже американцы из "Хилтона", которые ныне управляют "Ленинградской", смогли понять ценность её истории, а тут русские владельцы не смогли этого оценить в должной мере.
Надеюсь, вскоре это изменится.
Ходили слухи о том, что гостиницу собираются продать или передать в управление китайцам. Продавать, думаю, не стоило бы, а вот передать в управление — неплохая идея! По крайней мере тогда там появятся и аутентичные китайские интерьеры, а название будет соответствовать содержанию.
Ну и напоследок — вот вам панорама современной Москвы со зданием гостиницы "Пекин" на переднем плане:
#история #архитектура #другаямосква #москва #пекин #экскурсии #историческийотель #экскурсии по москве #сталинскийампир #гостиницапекин
=================================================