Люди привыкли мыслить стереотипами. А потому, если ты думаешь о той или иной стране, в голове сразу всплывают определенные ассоциации: Германия – это пунктуальность, технологии и хорошие автомобили, Франция – культура, кулинария, Эйфелева башня, Россия – водка, балалайка, матрешка – если говорить об иностранцах, а не россиянах, конечно. В случае Афганистана первыми ассоциациями будут война, моджахеды и мак.
Но, учитывая, что этой страной правят такие религиозные люди, как талибы, последнее слово должно звучать, как оксюморон. Как же Талибан относится к выращиванию этого растения и торговле его плодами?
Согласно положениям исламской религии, культивация и торговля этим растением признается харамом, то есть, большим грехом. Причем, не тем грехом, за который покарает Аллах на том свете, а таким проступком, за который привлекут к ответственности строгие шариатские суды.
Поэтому мулла Омар, основатель и главный идеолог Талибана к выращиванию мака относился крайне негативно. Его высокий авторитет среди соратников позволил практически полностью искоренить эту практику на большей части территории Афганистана. За исключением, правда, северной части страны, где укрепились таджики Ахмада Шах Масуда и узбеки Абдул-Рашида Дустума. Эти лидеры выступали за светскую власть, а торговлю дурманящим растением воспринимали, как важную часть своего бюджета.
Однако, на пуштунских этнических территориях и в иных частях страны, контролируемых талибами, торговля опийным маком была практически искоренена. Крестьянам запретили выращивать подобные дары природы, а наказания талибы могли придумать очень суровые и очень средневековые.
Так продолжалось до тех пор, пока был жив мулла Омар. Даже несмотря на десять лет американской интервенции и упорной войны афганцев за свою независимость, при нем Талибан не отказался от запрета на нaркoтoргoвлю и следил за его соблюдением в подконтрольных себе частях страны.
И тем не менее, с началом вторжения США подобный бизнес испытал стремительный рост и нередко поощрялся самими американцами. Нечистые на руку армейские командиры пытались заработать на нем капитал. Да и политика Вашингтона была такова, что не стоит сжигать маковые плантации, чтобы у афганских крестьян не было мотивации браться за оружие и обращать его против своих врагов.
Лидеры талибов понимали, что в целом, они проигрывают войну западной коалиции. А потому решили проявить моральную гибкость. Почти сразу после того, как ушел из жизни мулла Омар, они пересмотрели свою идеологическу доктрину. И уже в 2010-х годах стало считаться, что дозволена любая вещь, которая поможет правоверным справиться с их врагами. С тех пор Талибан стал вполне официально «крышевать» выращивание и торговлю маком, чтобы купить оружие и боеприпасы для борьбы с США и НАТО.
Впрочем, после того, так Пентагон принял решение вывести из Афганистана свои войска, талибы показали всему миру, что они лучше, чем о них принято думать. Сразу после того, как движение вновь получило верховную власть над страной, его отцы-командиры вернулись к практике своего отца-основателя и вновь наложили запрет на мак. За первое нарушение крестьянам просто сожгут поле, за второе – надолго посадят в зиндан.
К сожалению для талибов и для всего мира, Афганистан – это все-таки плохо контролируемая страна. И привести запрет в полное исполнение не всегда представляется возможным. Тем более, что мак – это как сорняк. Он сам по себе вырастет на любом поле и практически не требует никакого ухода. Тогда как с пшеницей и рисом приходится повозиться.