Выученная беспомощность – внутреннее бессилие. Неспособосность человека самостоятельно действовать даже тогда, когда у человека уже нет никаких препятствий. Выученанная беспомощность может происходить как из детства – когда ребенка ограничивали так, что он уже не видит смысла пытаться что-то делать во взрослом возрасте, так и появится в зрелом возрасте, когда человек уже настолько устает от бесполезных попыток исправить свою проблему, что перестает пытаться в принципе.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что появления выученной беспомощности – относительно здоровый механизм психики, свойственный всем животным, а следовательно и людям. Данное утверждение было доказано Мартином Селигманом, при проведении экспериментов с собаками: две группы собак сажали в одинаковые клетки, но одна из них была закрыта, а другая открыта. Далее на клетки подавался ток. Собаки, сидящие в открытой клетки, убегали из нее. Собаки, сидящие в закрытой – пытались, но безрезультатно. Со временем они все меньше и меньше пытались сбежать и, в итоге, просто оставались на месте. Далее , даже при помещении этих собак в открытую клетку, они также продолжали лежать, уже даже не пытаясь выбежать, несмотря на открытую дверь.
Психика человека гораздо сложнее психики животных и, поэтому, у нас есть возможность изменять выученную возможность также, как ее приобретали. Для этого необходимо:
1) Планирование действий.
Прежде всего, необходимо четко распланировать свой день. План помогает человеку прочувствовать течение времени в течении дня, и ощутить свою возможность влиять на то, как пройдет день. На первый вщгляд может показаться что проблема выученной беспомощности лежит только в неспособности действовать. Но на самом деле проблема заключается не столько в действиях как таковых, сколько в отсутствии желания и собственной воли к выполнению этих действий. План в данном случае помогает осознать свои желания и понять, что находится в зоне действия контроля человека, а что нет. На что ему необходимо обратить внимание и где приложить усилия, а что находится вне зоны действия его контроля и, следовательно, не стоит затраченных усилий.
2. Работа над деструктивными убеждениями.
Человек с выученной беспомощностью зачастую думает, что он не способен САМ повлиять на свою жизнь, а значит нет смысла и пытаться. Что он слабый/никчемный/бесполезный/неумеха и так далее. Естественно с такими мыслями очень сложно начать что-либо делать. Все равно не получится, зачем тогда попусту тратить время? Это неверные убеждения. Задумайтесь – у вас наверняка есть опыт достижений, который вы не воспринимаете как достижения. Вы же закончили школу? Работаете и в состоянии пускай минимально, но себя обеспечить? Уже пытались что-либо в себе изменить, и у вас получалось? Подумайте о своей жизни и найдите эпизоды, где у вас уже получилось справится с трудностями. Если получилось тогда – почему не получится справится сейчас?
Выпишите найденные эпизоды на бумагу. Напоминайте себе о том, что вы уже справлялись с проблемами и, следовательно, сможете справится и дальше.
3. Определите себе мотивацию.
Данный пункт, хоть и является третьим, по своей сути захватывает первые два. Часто бывает так, что люди концентрируются на том, что они НЕ могут сделать. Что вызывает у них трудности, что они не умеют и что у них не получается. Вам необходимо научится мотивировать себя от обратного: осознать что вы умеете, что у вас получается, что вы хотите делать и к чему будете стремится в дальнейшем. Как выглядит лучшая версия ВАС – что умеет, какими навыками и привычками обладает и какие привычки преодолела.
4. Начните действовать.
Начните становится лучшей версией себя. Пускай медленно, пускай по чуть-чуть, но именно ДЕЙСТВОВАТЬ. Можно бесконечно "осозновать" и "понимать" себя – но пока вы начнете действовать, изменения не произойдут. Реальность преобразуется исключительно через реальные действия, и никак иначе.