Иероним Босх славится безудержной фантазией, нравоучительным характером своих жутковатых работ и обилием символов и шифров, которые превращают его полотна в самые настоящие ребусы. Но замысел мастера, жившего в XV-XVI веках, современному зрителю порой очень трудно разгадать.
Сегодня поможем вам разобраться в картине "Смерть скупца", в которой на первый взгляд царит какой-то непонятный хаос.
Начнём с главного героя - скупца, чей смертный час пришёл. Несложно догадаться, что это он лежит в постели, худой и измождённый. Смерть пришла к нему не фигурально, а буквально; заглянув в приоткрытую дверь, она готовится нанести последний удар. Умирающего мужчину поддерживает ангел, одновременно пытающийся защитить его от демона, выглядывающего сверху.
А кто же тогда мужчина на переднем плане? Наследник, уже ждущий момента запустить руку в богатства скупца? Лекарь, не сумевший помочь умирающему, но ждущий оплаты?
Возможно, вы удивитесь, но Босх соединил в одной картине две сцены из жизни одного и того же человека. Да-да, умирающий мужчина в постели и мужчина, бросающий монеты в поддерживающий демоном мешочек, - это один и тот же герой.
Такой подход к изображению человеческого бытия был традиционен для средневекового искусства. А вот многие современные зрители без подсказки об этом не догадываются (проверено на наших экскурсиях)).
И теперь вы можете заметить в действиях обоих версий скупца противоречие.
Скупец, бросающий монеты в дьявольский мешок, держит в другой руке цепочку с крестом. А умирающий скупец одновременно тянет руку к мешку с деньгами, который протягивает ему один из демонов, и смотрит на распятие, повинуясь взгляду ангела.
Очевидно, что и в жизни, и на смертном одре скупца мучает выбор - деньги или спасение, вечная жизнь или земные блага.
Что интересно: картина - с незаконченным сюжетом. Смерть только занесла свою стрелу над скупцом. И он все еще может сделать свой выбор! Кошелек или спасение души? Ад или Рай?
Как думаете, что ждет этого человека? Напишите в комментариях!
Кстати, ещё один интересный факт. Есть довольно убедительная версия, что некоторые известные картины Босха - не самостоятельные полотна, а куски разбитого и утерянного ныне триптиха "Семь смертных грехов".
В частности:
"Смерть скупца" - одна створка целиком
"Корабль дураков" - верхняя часть второй створки
"Аллегория чревоугодия и любострастия" - нижняя часть той же второй створки
А "Путник" - внешние створки триптиха
Сейчас фрагменты триптиха находятся не то что в разных странах, а даже на разных континентах. Но вы все-таки можете увидеть эти сюжеты в одном месте - на выставке картин жикле "Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи"! И заодно вы можете послушать нашего экскурсовода, который разложит для вас по полочкам всё самое интересное и неожиданное в творчестве Иеронима Босха :)