В 1689 году мастер хайку Мацуо Басё отправился в путешествие по следам почитаемого им монаха Сайгё, который покинул этот мир за 500 лет до того. Свои впечатления и стихи Басё собрал в путевом дневнике "По тропинкам Севера" ("Оку-но хосомити"), доступном в русском переводе Натальи Фельдман и Веры Марковой. Самой северной точкой его путешествия стало местечко Кисаката на берегу Японского моря (ныне это префектура Акита).
"Когда исчерпаны были все виды бухт и гор, воды и суши, душа затосковала по Кисаката. Направившись на северо-восток от гавани Саката, я переходил горы, следовал вдоль берега, ступал по песку — протяжением всего десять ри*; когда солнце уже понемногу клонилось к закату, — ветер с моря стал взметать прибрежный песок, заморосил дождь и скрыл гору Тёкай. Я брел в потемках наугад. "И при дожде все по-особому, и, когда прояснится, будет любопытно!" — так подумав, я забрался в крытую камышом хижину и стал ждать, пока перестанет дождь.
* 1 ри — 4 км
Наутро, когда небо прояснилось и засверкало солнце, Басё продолжил путь на лодке и перед ним открылся знаменитый вид.
"Усевшись в келье, ...я поднял штору и одним взглядом вобрал весь вид: на юге гора Тёкай упирается в небо, а отражение ее падает в море; на западе дорогу преграждает застава Муя-муя; на востоке возведена насыпь, и виднеется далеко дорога на Акита; с севера раскинулось море, и место, куда заходят волны, зовется Сиогоси."
"В бухте вдоль и вширь одно ри; она и приводит на память Мацусима, и отлична от нее. Мацусима словно смеется, Кисаката словно досадует. К унынию прибавляется печаль; кажется, что весь вид омрачает дух."
Сегодня Мацусима — скопление покрытых буйной растительностью мелких островков в бухте к северу от Сэндая — считается одним из трех красивейших видов Японии.
Басё неслучайно сравнивает Кисаката и Мацусима — когда-то здесь тоже была похожая бухта.
Однако в 1804 году произошло крупное землетрясение, из-за которого почвы поднялись и море отступило из бухты (на Байкале, откуда я родом, была обратная ситуация: в XIX веке из-за землетрясения там образовался целый новый залив, который так и назвали — Провал). Теперь здесь очень необычный пейзаж: островки леса посреди просторных полей.
Кисаката словно подслушала мысли Басё о смехе Мацусима и своей досаде и решила соответствовать.
Как вам история Кисакаты? Хотели бы там побывать? Или выбрали бы Мацусиму?