Контроль – деятельность направленная на недопущение той или иной проблемы. Каждый человек так или иначе контролирует те или иные процессы, с целью как достижения как той или иной цели, так для предовтращения возможных проблем.
Сам по себе контроль можно разделить на два вида:
1) Адаптивный контроль – когда человек направляет свои усилия на то, что он может контроллировать. Например, на свой внешний вид, поведение, движения своих конечностей, свои слова и так далее.
2) Дезадаптивный, или невротический контроль. В данной ситуации человек направляет свои усилия на то, что он никак не может (на 100%) контролировать. В данной статье речь пойдет именно о таком, невротическом контроле.
При развитии дезадаптивного контроля человек пытается контролировать вещи, на которые он может влиять, но никогда не сможет контролировать. В основном это мнение и поведение других людей, а так же различные происходящие события. Такой человек постоянно пытается делать все идеально и без ошибок, всегда успевать. Старается производить только положительное впечатление и всем понравиться. Делает все возможное чтобы помочь другим и, при этом, всячески отказывается от помощи сам – ведь тогда придется положиться на кого-то другого.
Это обусловлено тем, что человек внутренне боится осуждения. Боится что он может кому-то не понравится. Боится что его "изгонят" за "неправильность". Обычно это обусловлено привычкой, тянущейся из детства: когда у человека с детства вырабатывали определенную модель поведения:
Родители хвалят ребенка за то, что он хорошо учится и красиво пишет в третради без помарок. Но, как только он получает плохие оценки или пишет коряво – его наказывают или, того хуже, оставляют одного.
При таком закреплении у человека формируется четкая установка: "я могу контроллировать реакцию других людей через свои действия" – "мне необходимо вести себя хорошо, иначе меня отвергнут и я останусь в одиночестве".
В детстве данная стратегия прекрасно работает и позволяет ребенку выживать. При том, она даже помогает ему, поскольку позволяет выработать дисциплину, хорошо учится, чего-либо достигнуть и так далее.
Но для взрослого человека такая стратегия абсолютно дезадаптивна и приносит только вред: другие люди – не его родители. Они не заинтересованы в его выживании и, зачастую, даже наоборот – они являются его прямыми конкурентами. Кроме того, другие люди совершенно не обязательно будут реагировать на человека позитивно.
Соответственно человеку, страдающему от дезадаптивной формы контроля требуется осознать: его привычная стратегия не работает во взрослой жизни. Его контроль направлен на то, чтобы получить одобрение, либо не столкнутся отвержением. А это в принципе возможно? Можно ли всегда получать одобрение от всех окружающих людей независимо от того, что делаешь? Ответ очевиден.
Данную проблему прекрасно иллюстрирует метафора:
Человек пытается сходу запрыгнуть на 3 этаж. Он прыгает снова и снова, уже все пятки отбил, а даже до 2 допрыгнуть не получается. Ничего! - говорит он. Вот сейчас подкачаю ноги, высчитаю верную траекторию и сразу запрыгну! Не получается. Спустя время он приходит к врачу с вопросом о том, что с ним не так. Словам врача о том, что все с ним нормально, и обычные люди не прыгают на такую высоту, он не верит – ведь будь все нормально, он бы уже давно запрыгнул.
Если вы узнали себя, и хотели бы это исправить – приглашаю вас на консультацию https://taplink.cc/lars16211