Каждый год зима преподносит нам не только радость от белых пейзажей и снежных утех, но и ряд неудобств и рисков. Самым коварным и опасным из них является гололёд.
В России сегодня ничто не ведёт статистику по пострадавшим из-за гололёда, но по самым скромным оценкам счет идет на тысячи человек ежегодно. При этом иногда гололёд представляет не только косвенную опасность для здоровья, но и прямой риск для жизни. Например, во Владивостоке, в силу холмистого рельефа местности и морского ветра, гололед становиться настоящей напастью для жителей города.
Из-за частых переходов через 0 °С обледенение дороги становиться проблемой как для пешеходов, так и для водителей.
Нормативные сроки
Для начала, что немного теории.
Гололёд на дорожном сленге зовется "зимней скользкостью".
В соответствии с ГОСТ Р 50598-2017, на устранение зимней скользкости отводится от 4 часов с момента её обнаружения. Такой же срок устанавливает ГОСТ Р 59434-2021 с одной только разницей, что по последнему четко указано, что образование зимней скользкости на дорогах не допускается.
В соответствии с этими стандартами, момент обнаружения зимней скользкости - "дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность".
Формулировка весьма размытая, и на практике данная трактовка регулярно приводит к тому, что моментом обнаружения зимней скользкости становится момент ДТП или другого несчастного случая. Также очевидный недостаток заключается в отсутствии гражданского контроля: формально любой человек попадает под критерий "другой источник", однако сразу возникают вопросы:
1) Как зафиксировать гололед?
2) Кому именно направлять заявление?
3) Как установить, в какой момент заявление было принято в работу?
4) Как проверить, что работы были выполнены в установленный срок?
Все эти правовые пробелы сильно урезают гражданскую инициативу по контрою за гололедом на дорогах. Однако это не значит, что писать жалобы не стоит. Напротив, без общественной инициативы дороги превратятся в каток, а чиновники и дорожники привыкнут бездействовать.
Куда направить жалобу на гололед?
Есть три основных варианта.
Вариант № 1. Общественные приёмные
Самый очевидный вариант воспользоваться специальными сервисами: Госуслуги, Добродел или областные приёмные обращений граждан.Сиюда же можно отнести такие экзотичекие варианты, как обращение Президенту, депутатам и др. слугам народа.
Плюсы: ваше обращение будет официально зарегистрировано и чиновники будут обязаны дать вам официальный ответ.
Минусы: обращение пройдет длинный путь от одного ведомства к другому, и даже если чиновники не напутают нужные ведомства (что они регулярно делают), то ответ вы получите не раньше чем через неделю-другую. Лёд к тому моменту либо устранят, либо он растет сам. Отсутствие возможности мониторинга хода устранения жалобы.
Вариант № 2. Профильные ведомства
Все дороги так или иначе находятся на балансе и государственных учреждений, которые отвечают за них.
Федеральные трассы - ФДА Росавтодор или Госкомпания "Автодор" (платные дороги)
Региональные дороги - областные Министерства транспорта и дорожного хозяйства (или их "дочерние структуры"), департамент ЖКХ (в г. Москве)
Муниципальные дороги, городские тротуары - муниципалитеты городов и населенных пунктов.
Дворовые территории - управляющая компания дома, ГБУ "Жилищник г. Москвы.
Если вы знаете, к какой из данных категорий относится проблемный участок, то легко сможете подать жалобу в нужный орган напрямую. То же самое сделают и в общественной приемной (если ничего не перепутают), но так вы избавитесь от лишней "ступени" и сможете быстрее сообщить о проблеме.
Плюсы: официальная регистрация сообщения (в большинстве случаев), официальный ответ, возможность установить контакт и мониторить устранение жалобы. Меньшие сроки исполнения в сравнении с общественными приёмными.
Минусы: не все ведомства принимают обращения напрямую, лёд не устранят моментально
Вариант № 3. Эксплуатирующая организация
Если у вас есть нужные контакты, то вы можете решить вопрос в буквальном смысле "по звонку". Если контактов нет, то возникнут сложности: даже если вы нашли нужную вам эксплуатирующую организацию (узнать, кто облаживает нужный участок вы можете в службе заказчика - см. Вариант № 2), узнали её телефон и спешите сообщить им о проблеме, то далеко не факт, что проблему кто-то будет устранять, Дело в том, что большинство эксплуатирующих организаций (кроме тех случаев, где сам город выступает в роли данной организации), ограждены законом от "людей с улицы", пока ваше обращение не является официальным документом, для них оно не будет иметь правовой силы (исключения - управляющие домовые организации).
Плюсы: быстрое решение проблем, максимально прямой контакт и возможность мониторинга.
Минусы: частое отсутствие требования рассматривать и отвечать на обращения граждан (кроме государственных организаций).
Эксплуатирующие организации на примере Московской области:
ГБУ МО Мосавтодор - региональные дороги Подмосковья;
ООО "ДорЭнергоСтрой" - трассы М-2 "Крым" (Симферопольское шоссе) и А-103 "Щелковское шоссе";
ГК "Самолет" - дворовые территории в ЖК компании.
Какой из этих вариантов больше подходит вам - решайте сами. Со своей стороны рекоменудю вам использовать все имеющиеся рычкаги давления и направлять запросы и жалобы по все инстанции. Но никогда не оставляйте ситуацию на волю случая. Помните, что безопасные дороги - это не привилегия, а необходимость, а задача государства - обеспечить безопасность и комфорт граждан.
***
Если у вас возникли вопросы после прочтения этой статьи или вы хотите уточнить, куда направить жалобу - свяжитесь с нами через комментарии. Мы обязательно рассмотрим ваш вопрос и постараемся помочь.
***
- подписывайтесь на канал
- ставьте лайки
Это лучший способ мотивировать нас делать еще более интересные статьи и рассказывать об интересных вещах из мира дорог.
***
Читайте также:
- Московский скоростной диаметр (МСД): открытие нового участка и сроки открытия оставшихся