В Карелии, в глухой тайге известный писатель, автор книги «Таинственный мир Карелии» Алексей Михайлович Попов во время одной из своих экспедиций обнаружил удивительный, считавшийся мифическим Поющий камень! Вот как сам исследователь рассказал автору книги о своем открытии: « … Сегодня в народной памяти сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля. И стоит тот валун на скале посреди болот. Поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии. Придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем - поможет ему камень, подскажет, как быть, снимет боль и усталость, даст защиту от зверя лесного и страхов ночных». Услышав эту красивую легенду, я решил отыскать удивительный камень.
В ходе поисков координат поющего валуна оказалось, что легенду о нем поведал Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая когда-то стояла на берегу карельской реки Охта. Сначала я решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот карельской тайги, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, с одним из моих единомышленников мы решили попытать счастья и после долгих поисков действительно вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на гору, мы увидели на ее вершине камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку. Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» - камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос.
Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую мы увидели, как только подошли ближе. Ощущение оказалось незабываемое. Звуки были очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево. Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира».
Камень как бы балансировал на этой подставке, это хорошо наблюдалось даже невооруженным глазом. Причем пение происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя мы прекрасно понимали, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров. При исследовании камня, у нас создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру. В эту-то сторону и был ориентирован камень. А вокруг камня мы увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов мы так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем, какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно только догадываться.
Позднее я выяснил, что в Карелии есть и другие поющие валуны. В 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень.
Когда ученые обследовали необычный камень, который представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории. Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите - конце 3 - начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях. Заинтересовавшись природой поющих валунов, я выяснил, что камень, благодаря своей кристаллической структуре, имеет свойства аккумулятора.
Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он сохраняет это тепло и медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации. У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке. Ведь характер энергии, которая объединяет все сущее в космосе, имеет одну природу – психическую. Будь то человек, животное, растение, камень (благодаря своей кристаллической структуре)…
В древности люди верили в магическую силу камней и кристаллов, а вера, как известно, творит чудеса. Древние предания говорят, что камни не только могли «говорить», вступая в контакт с человеком, возможно, на телепатическом уровне. Они могли давать ответы «да» или «нет» на поставленные вопросы покачиванием своего уравновешенного на опоре тела. Таких каменных монолитов, установленных с особой тщательностью и способных от малейшего прикосновения руки и даже от мысли человека отклоняться от равновесного положения, было и есть достаточно в разных частях планеты. Однако какого-либо единого научного объяснения этим «феноменам» нет. Каждое из них требует собственного индивидуального подхода и изучения, но академическая наука пока не торопится серьезно интересоваться этим вопросом…»
Дмтрий Соколов