Для меня история группы «Король и Шут» это история успеха настолько чистого и честного, что в нём отражается небо. Успеха, который приходит не к тем, кто ждёт его от некой абстрактной Вселенной, а к тем, кто имеет перед собой чёткую цель и фанатично в неё верит, несмотря ни на какие препятствия.
Тридцать лет назад в стенах реставрационного училища "Кировский" Санкт-Петербурга два человека, Михаил Горшенёв и Андрей Князев, создали свой сказочный мир, в котором сначала обосновались сами, а затем, когда выяснилось, что мир этот слишком огромен и богат фантазией, чтобы использовать как частную территорию, заселили его слушателями со всего света, численностью уже нескольких поколений).
«Король и Шут» изначально был некой формой протеста против рок-музыки, как явления остросоциального. Вдохновлённые Гоголем и Лавкрафтом, музыканты хотели рассказывать людям сказки страшные, но поучительные, приправленные нехитрой моралью в духе «Баек из склепа». Персонажами этих песен становились демоны, вампиры, ведьмы, гоблины, колдуны, некроманты и просто обычные люди в необычных обстоятельствах, которым строить баррикады, размахивая флагом с портретом Че Гевары, было вроде как не по статусу)). Кассеты, часто переписанные, передавались из рук в руки, распространяя глас питерских менестрелей по всей стране. И к началу двухтысячных казалось, что не осталось того, кто не знал бы, чьё мясо, запивая пивом, ели мужики)).
Из желания создать русскоязычный Misfits, на карте российского шоу-бизнеса появился самобытный феномен - группа, играющая хоррор-панк, которая за несколько лет прошла путь от андеграундных рок-клубов до «Олимпийского» без раскрутки на федеральных радио и телеканалах. Наоборот, именно поистине народная популярность привела коллектив в центральное медиа-пространство после того, как игнорировать неформатный макабр стало попросту невозможно.
По мере роста исполнительского мастерства группе становилось всё теснее в ортодоксальных рамках жанра. Акустический арт-панк на альбоме «Театръ демона» (2010) был предвестником глобальной смены курса и неожиданного перехода на тёмную сторону мюзиклов. Идея зонг-оперы «TODD» по мотивам знаменитой английской легенды о цирюльнике, убивающим своих клиентов, чтобы прокрутить через мясорубку на пирожки, полностью завладела сознанием Михаила Горшенёва, который хотел бросить вызов классической версии (1979) Стивена Сондхайма и её ремейку от Тима Бёртона (2007), восхищаясь визуалом, но считая музыку тех скучной. По следам адаптаций маньяк из оригинальной истории в исполнении Михаила предстал перед зрителями фигурой глубоко трагической, человеком, жестоко мстящим всем причастным за потерю своих жены и дочки. К сожалению, последней жертвой Суини Тодда в итоге стал сам исполнитель главной роли, для которого одержимость образом оказалась в буквальном смысле роковой. Не выдержав эмоционального напряжения и очередного раунда борьбы с вернувшейся на этом фоне старой зависимостью, сердце артиста остановилось 19 июля 2013 года за пару недель до сорокалетнего юбилея...
И пусть король шутов ушёл за горизонт земного бытия, не вздумайте грустить об этом! Во-первых, он бы не одобрил, а во-вторых, его сказки продолжают жить в наших сердцах и ушах, потому что человек бывает смертен, но сказка никогда)