Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Не беси меня! 3 Зачем нам управлять эмоциональным состоянием?

Хочу привести схему "Модель эмоционально-когнитивной саморегуляции человека" из хорошей книги.

Ее суть:

Эмоции (и поведение) человека зависят от того, как он оценивает ситуацию, а в этом он ориентируется на внутреннюю картину мира (и свои потребности) и как он определяет для себя жизненную ситуацию. Исходя из его оценки и возникают эмоции.

Осознав эмоции, человек имеет две возможности:

1) сдерживать в себе или

2) сразу выразить вербально/невербально.

Если он принимает решение сдерживать, то здесь есть снова две возможности:
1) продолжать подавлять эмоции, копить их
2) преобразовать для получения нового чувства.

Преобразовать (трансформировать) переживания возможно при наличии навыков работы с эмоциями, так: ярость может перейти в печаль.

При деструктивных способах работы с переживаниями человек как бы "зацикливается" на отрицательных аспектах ситуации и происходит усиление негативных эмоций, например, недовольство может перерасти в сильный гнев.

Если же человек подавляет эмоции, то
1) формируется пассивность, депрессия или
2) возникает взрыв, который может быть направлен вовне (в виде криков и т.д.) или вовнутрь (формируется психосоматика).

При выражении эмоций конструктивным способом (с помощью Я-послания) происходят позитивные последствия: налаживаются отношения, возникает взаимопонимание, улучшается самочувствие, достигаются цели.

При выражении вовне деструктивно (крики, оскорбления, обзывательства, действия, наносящие угрозу собеседнику) происходит ухудшение отношений, результатов деятельности и здоровья, возникают деструктивные конфликты.

Здесь я опираюсь на хорошую книгу: Румянцева Т.В. "Кризисы развития семьи: профилактика и коррекция: практическое пособие"- Ярославль, 2008.

На фото мое изображение схемы из этой книги на флипчарте (я люблю писать флипы к офлайн мероприятиям).

Таким образом нам важно:

1) чувствовать, что с нами происходит

2) называть это словами

3) понимать причины возникновения и потребности

4) регулировать эти процессы.

В следующей серии будем понимать, как отслеживать переводы, оценки ситуации и что можно предпринять уже на этом этапе. Не переключайтесь!

Автор: Сухарева Марина Алексеевна
Психолог, Тренер

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru