Два хлёстких слова существовали в СССР для обывателя низкой культуры, для его скучного и фальшивого быта. И слова эти - пошлость и мещанство.
Идеологию этих отсталых товарищей сегодня задевать не будем, заглянем-ка мы... на рынок.
Типичный рынок, который мы могли видеть в замечательном фильме Леонида Гайдая "Операция Ы и другие приключения Шурика". Фильм этот 1965 года, но рынок мог относиться и к иным десятилетиям - и почитаем ехидное, возмущенное, едкое стихотворение "Золотые коты (Базарные картинки)" Владимира Дыховичного и Мориса Слободского, советских поэтов и сатириков, напечатанное в 1957 году в журнале "Крокодил".
Кстати, Слободской был автором сценария "Операции Ы" наряду с Леонидом Гайдаем и Яковом Костюковским - и кто знает, откуда в этом сценарии торчат котовые уши...
Районный базар...
Как торжественный туш
Гуденье хозяек у лакомых туш,
Где каждый багровый пласт мяса
Поблескивает, как пластмасса...
Где рядом капуста, какой поищи,
— Сама норовит в натюрморты и щи!
Где цвета рассветного сало,
Где щуки с хвостами русалок
Где зелени горы лежат широко
И барышней в белом стоит молоко,
Румяное все от томленья,
И сыр на него, оттопырив брюшко,
Глядит со слезой умиленья!..
За рядом ряды, где прилавки чуть-чуть
Не гнутся до самого низу.
Богатство колхозов «Заря», «Новый путь»,
«Рассвет», «Новый мир», «К коммунизму!».
И вдруг... Будто враз на полвека назад,
— Где жизнь! Где богатство! Где вкус там!
За «Новым путем» начинается ряд
Со старым базарным искусством!
Роскошно намазанный маслом «этюд»
Красуется в рамочке жалкой.
Где бежевый лебедь и розовый пруд
С лиловой грудастой русалкой.
Висят ядовитого цвета цветы,
В сердечках — красоток портретики.
Стоят статуэтки— венец красоты,
— Зеленые псы, золотые коты
— Шедевры базарной эстетики!
Хозяйки порой, покидая базар,
— Что делать, коль выбора нету,
— Приносят в квартиру фальшивый товар,
За чистую взятый монету.
И в новой квартире, красивой вполне
(Заботимся мы о жилье ведь!),
Лиловая баба висит на стене,
И кошки собачьи стоят на окне,
И плавает чертова лебедь!.
Мы бьемся в искусстве за каждую пядь,
Чтоб пламя таланта не гасло,
А в новой квартире на стенке опять
Базарное постное масло!
А где же художники!
Им не до нас,
Творцам вдохновенных созданий.
Проводят творцы дни и ночи сейчас
В пылу и в дыму заседаний.
Полезен художникам творческий спор
О стиле, о цвете, о вкусе.
Уместен запал и понятен задор.
Простительна пылкость дискуссий.
Но надо ж при этом лепить, рисовать,
Ведь стены в квартирах пустые.
И в спорах об этом - нельзя забывать!..
Ведь в новые зданья опять и опять
Крадутся коты золотые!..
На землю б художникам слезть с высоты!
Пока они судят и рядят,
Нам сykины эти, простите, коты
Дома и квартиры загадят!
"Крокодил", 1957, №3
Кажется, золотые коты, лебеди и прочие красотки и розочки оказались гораздо более живучи, чем что бы то ни было. Только сменили свою суть с гипсовой на пластиковую.
А пока я потихоньку пишу статью о мещанстве (спасибо читателям за вдохновение), давайте вспомним, а что для вас - пошлость и мещанство? Какие предметы быта (советского или современного) вы бы отнесли к категории "китч"? Где проходит граница между "наивным искусством" и пошлостью?
И снова с эстетическим приветом - Ваша Умная Эльза!