Поскольку воспоминания связаны с прошлым, то они в самом простом случае выстраиваются хронологически: от детства к сегодняшнему дню. Бывают воспоминания, связанные с определенным периодом жизни: с учебой, работой или отдыхом – тогда внутри каждого периода выстраиваются свои линии. Каждый отрезок наполняется не просто содержанием жизни, но и описанием мест, архитектуры, людей.
Воспоминания об учебных заведениях
Такие воспоминания есть у всех людей, и они могут отличаться большим разнообразием, даже если человек учился только в родных местах, никуда не переезжал.
Вначале автор рассказывает о школе (а то и детском садике), рассказывает, в каком районе находилась школа, какие интересные сооружения находились рядом: церковь, Дом Культуры, фабрика. О ближайшей речке, возвышенности, полях и времени проведенных в этих местах. Нередко, даже живя в одном городе, человек учился хотя бы в двух школах.
Я училась в двух школах города Ленинграда-Петербурга и обычно рассказываю о реках и каналах, рядом с которыми находились эти школы, об архитектуре районов и, конечно, же об особенности обучения в каждой школе, об учителях и одноклассниках. И после такого описания переходила к рассказам из школьной жизни, запомнившимся эпизодам.
Рассказ о студенческой жизни дает возможность еще больше показать разнообразие вашей жизни. Но тоже полезно описать местоположение и архитектуру здания института или университета. Вспомнить, чем было славно учебное заведение помимо подготовки к профессии (музыкальными ансамблями, спортивными успехами, литературным объединением). Назвать несколько известным персон, с кем вам довелось, может быть, учиться. А потом уже описывать, как сдавали сессии, как ездили на практику, узнавали что-то новое о профессии, как влюблялись, а то и женились или выходили замуж.
Воспоминания о работе, о службе в армии
Аналогично выстраиваются и воспоминания, связанные с работой: место нахождения предприятия, обстановка внутри, взаимоотношения с коллективом, свои личные достижения и решение общих задач.
В армии я не служила, однако в студенческие годы, во время учебы в Морском университете, проходила практику на военно-морских полигонах. Поэтому тоже могу сказать, что окружающая обстановка производит эмоциональное впечатление на читателя. Так что и о ней не стоит забывать, рассказывая даже о срочной службе (горы, лес, морское побережье). Я свои воспоминания такого рода использовала и в своих романах, а не только мемуарах.
Личностная психология как маршрут для сюжета
В этом случае в основу хронологии ложится развитие личности и ее перекличка с внешним миром. Например, в моей новой мемуарной книге «Половинка чемодана, или писателями не рождаются» я рассматриваю рост и взросление так называемого «Внутреннего ребенка».
А в одном из автобиографических рассказов я исследовала, как с годами менялась под мои потребности функциональность ближайших учреждений под мои потребности - "Книга перемен: мои петербургские адреса". В нем я опиралась на работы Карла Густава Юнга, отсылающего к восточной Книге перемен.