На прошлой неделе следил за экранными похождениями «чиновника полиции Безсонова» со своими товарищами, в конце 19 века боровшимися с преступностью в стольном граде Российской империи – Санкт-Петербурге.
И сразу же скажу, что сериал понравился. Отдыхал от тупого мордобоя, стрельбы, погонь современных ментов, которыми переполнен наш телеэфир. Заодно узнал, что само слово «мент» пришло в наш язык из Польши, входившей в состав Империи. А заодно герои сериала напомнили, что слово «мусор» относилось к московским сыскарям, было образовано от Московский уголовный сыск. Так что, к советским столичным милиционерам столь неблагозвучное «погоняло» не подходило. Им бы больше подошло «мурки» и «мурлЫки», от МУР образованные.
Так что, неправа была Манька Облигация, общаясь с капитаном Жегловым и лейтенантом Шараповым.
Но вернёмся к нынешнему сериалу.
Понравился сериал, во многом благодаря главному герою, умному, порядочному – не просто дворянину, а целому князю, Его сиятельству - Николаю Безсонову.
И как не полюбить такого героя, у которого на чистом, светлом лбу не то что среднее образование, а три факультета университета и знание аж пяти языков написаны.
Ну, как с ним сравнишь современных героев, к примеру, Владимира Епифанцева (без обид, он мужик видный, но мужик).
Благодаря сериалу сделал для себя ещё одно открытие – я-то думал, что «сиятельства» - это графы, а «светлости» - князья. А, оказывается, что в ту пору целая градация существовала для «сиятельств», «светлости» реже попадались.
А главное – в каждой серии Безсонов думает, анализирует, «дедуктирует» не хуже самого Шерлока Холмса, созданного в нашем кино Василием Ливановым. Да к тому же даже револьвера не носит с собой, не говоря о знании какой-либо экзотической борьбы или бокса. Ходит только с аристократической тросточкой. Когда же ему попался в руки револьвер, то он в пылу борьбы с преступником случайно всадил пулю в лоб единственной свидетельнице-проститутке из борделя, погубил девчонку.
При этом он такой везучий, что его и по голове дубинками били, и на нож пытались посадить, и стреляли почти в упор, а он даже после ранений спокойно возвращался в строй борцов с питерской преступностью. Всё такой же спокойный, одухотворённый, светлый.
Не бегает, не дерётся, думает. Он не такой, как все. За то и уважают его и коллеги-полицейские, и преступники, точнее, всё больше преступницы.
И ещё важный плюс сериала: в нём преступники – это преступники с полагающимся набором всех отрицательных качеств, присущих им, а почти все полицейские – благородные, чистые натуры, сочувствующие оступившимся, защищающие их интересы. Даже кому-то гуся ищут, как в своё время лейтенант Глазычев с Мухтаром старухе кроликов искали и нашли.
Правда, один негодяй всё-таки затесался в ряды полиции, но его вывел на чистую воду всё тот же чиновник полицейского сыска Николай Безсонов.
А так, судите сами.
Сам - светлый, неподкупный, красивый русской красотой - Безсоновъ, по сути, дарит уворованные деньги привлекательной, запутавшейся преступнице, а потом ещё и двум не менее привлекательным влюблённым, детям злодеев-каторжан – на приданое им. И дарит всякий раз не бумажку-две, а саквояжами.
Любо-дорого смотреть, душа отдыхает.
Правда, некоторые серии авторы затянули до такой степени, что уже и скука стучится, но зато у положительных героев – манеры, воспитанность, у преступников – набор, полагающийся преступникам.
Положительные - пьют, как правило, только «по поводу». Если не считать именитых бездельников, приятелей Николя. Почти не курят. И, упаси бог, не матерятся.
Преступники и «низшие слои» ведут себя так, как им и положено.
И все ездят в экипажах, на извозчиках, а те, у кого денег нет, пешком добираются. И в жизни ясность, не то, что в сериалах о нынешних ментах: на одного порядочного правоохранителя, целые подразделения коррупционеров и обирал. Неизвестно, кого гражданам больше бояться надо.
Такой сериал, о таких ментах – «Чужая стая» - шёл следом за «Безсоновым».
Есть, конечно, претензии к качеству сериала. Так, по мелочи.
Я, например, помню, глядя «Приключения Шерлока…», не сомневался, что события разворачиваются в Англии, Лондоне, или на болотах. Здесь же, мало что свидетельствует о том, что нам показывают Петербург конца позапрошлого века.
А уж когда в последней из показанных нам серий, увидел людей в современных противогазах, то слегка порозовел за авторов: в России эта нужная вещь появилась лишь в 1915 году. Но это, повторяю, пустяки.
Несколько хуже то, что авторы нанизывают загадочные события, преступления, как бусинки на нитку – начинаешь даже путаться и в самих событиях, и в действующих лицах. А лишь в самом конце каждой серии Николя Безсоновъ нам всё разъясняет.
Но и авторов понять можно: это приключения Холмса с Ватсоном писал один Конан Дойл, а советский сериал снимал один режиссёр Игорь Масленников. А тут - 5 продюсеров, 3 сценариста, 3 режиссёра. Каждый норовит свою лепту внести. Вот и запутывали зрителя.
Надеюсь, показ приключений Николая Безсонова (Денис Нурулин) сотоварищи продолжат.
Для меня было неприятной неожиданностью, когда вдруг объявили, что вместо них нам настоятельно предлагают смотреть приключения «Морских дьяволов».
Замечу, я не смотрел ни одной серии этого бесконечного «шедевра» (хватило небольшого куска), в котором уже и герои постарели вместе со зрителями.
Но когда услышал о замене, то вспомнил два других фильма: «Статский советник» и «Брат-2».
А вспомнил из-за одной актрисы, снимающейся долгие годы в непотопляемых «дьяволах».
Помните, в «Советнике»: «Какая Вы Игла? Графиня Добринская…».
Так и захотелось спросить «дьявольскую» героиню: «Ну, какая ты Багира? Ты ж та самая, наголо бритая: «Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси».
Лично к актрисе претензий нет. Повторяю, не смотрю этот сериал.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.