Еще одна локация, мимо которой просто невозможно пройти и не обратить внимания - это кофейня Гукасова, расположенная у самого входа в парк Цветник.
После сказочной Лермонтовской галереи я уже ничему не удивлялась - очевидно, Пятигорск решил поразить меня сегодня в самое сердце своей уникальной курортной архитектурой!
Двухэтажное здание, такой модерн-модерн: с томными плавными линиями окон, входной группы, фасада и решеток балкона.
Мне этот дом напомнил корабль с капитанским мостиком меж башенками. “Большой пароход с коваными балконами” (с)
Где-то прочла, что владелец кофейни, Аршак (Александр) Гукасов был влюблен в барышню, которая увлекалась морем и парусами, и построил дом в форме корабля, дабы растопить ее сердце. Получилось у него это или нет - история умалчивает.. Но то, что получилось построить очень необычное и красивое здание - стопроцентно 🙂
Отдельный восторг - две башенки со стеклянными барабанами. Хочется думать, что в башенках - кабинеты начальников, ну или капитанские каюты, а иначе зачем это все 🙂
Жизнь владельца кофейни, Гукасова, очень интересна и необычна. Это отличный пример упорства в достижении своих целей, неожиданные повороты судьбы и мужество при попадании в жернова истории..
Александр Гукасов родился в 1859г. в г. Нухе. Семья его была большой, а после смерти отца он, как старший, был вынужден взять на себя обязанности кормильца. На заработках в Баку он пробовал себя в разных сферах: грузчик, башмачник, разносчик сладостей.. Но нашел себя в одной из многочисленных кондитерских города, где его обучили всем премудростям этого дела.
В 37 лет он переезжает в Пятигорск, вместе с матерью, 11 братьями и сестрой. Он красив, умен, трудолюбив, знает 5 языков и знает, чего он хочет. Покупает домишко на улице с прекрасным названием Теплосерная.
Здесь он тоже имеет дело со сладостями, работая в найме, на чужого дядю. А через некоторое время, подкопив деньжат, решается на открытие своего маленького бизнеса: кондитерской точки в торговых рядах на Базарной площади. Дальше - арендует кондитерскую в доме Нижний Уптон на Театральной (ныне это Бульвар Бернардацци).
Он пашет круглые сутки: ночью выпекает булки и пирожные, днем - торгует ими на рынке и в кондитерской. Особо ему удавалась сдоба и ванильные булочки: их сметали с прилавка быстрее всего. О Гукасове начинают говорить, он обзаводится постоянными клиентами.
На личном фронте дела тоже идут неплохо: Гукасов влюбляется в Елизавету (Эльзу), немку по корням, которая управляла меблированными комнатами по соседству с кондитерской. Эльза - этакая бизнесвумен - строгая, рассудительная, практичная. Он женится в 40 лет, в 1901 году, и дела идут неплохо: в дальнейшем они даже построили свою собственную гостиницу, известную сейчас в городе, как “дача Эльзы”.
Сегодня это строение в удручающем состоянии, сильно обветшавшее, со стенами, исписанными неприличными надписями, спрятано за забором.. Но есть надежда на реставрацию.
В 1904-м Александр Гукасов делает нечто совершенно неожиданное: рисковый человек, он идет на русско-японскую войну за деньги, вместо некоего состоятельного горожанина, который не захотел мобилизоваться. Есть мнение, что делает он это дабы заставить переживать и скучать строгую и холодную супругу. Ну или заработать денег на новые бизнес-проекты. Не исключено, что оба фактора имеют место.
Гукасову повезло вернуться через год живым и невредимым, и с приличной суммой денег, которые он тоже решает вложить в бизнес. На этот раз он замахнулся на постройку собственной кофейни в центре, где мог бы предлагать горожанам и “водяному обществу” свои непревзойденные ванильные булочки, сдобу и пирожные.
Хороший предприниматель не будет долго рефлексировать: все обдумав, Гукасов берет в аренду участок в центре, рядом со входом в парк Цветник. Проект ему делает один из крутейших городских архитекторов - Сергей Гущин, спроектировать такое чудо стоило господину кондитеру порядка 15 000 рублей.
Гукасов уже известен в городе и имеет политический вес, как гласный (депутат) Городской думы. Расстается с Эльзой - потому что она так и не смогла родить ему детей. Спустя несколько лет он, 54-летний, берет в жены простую 19-летнюю девушку Матрену Ольховскую и уже вскорости она подарит Александру двоих дочерей.
Стройка началась - но тут в дело вступило руководство КМВ и вознамерилось ее запретить, ссылаясь на “Закон о запрете строительства частных зданий в зоне выхода минеральных источников”. Тяжба тянулась несколько лет.
Здание дважды проверяли на прочность: Гукасов лично таскал на второй этаж мешки с песком, для проверки устойчивости конструкции. И приходил туда ночами, чтобы в тишине послушать, не трещат ли балки перекрытий, не смещаются ли стены..
Наконец, после всех испытаний, на кофейню дали добро и в июле 1909 года заведение открылось. Кофейня быстро стала популярной. Более того, совсем скоро Кофейня Гукасова стала слыть наиболее приличным городским заведением, и его сладости - самыми вкусными.
Вот как вспоминает кофейню Гукасова Станислав Поволоцкий в своей книге “Что очи мои видели”:
«Напротив гостиницы был главный вход в Цветник и находилась кондитерская и кафе Гукасова. Мне хорошо запомнились ряды длинных столов на первом этаже кондитерской, на этих столах, на специальных металлических подносах были красиво уложены груды всевозможных пирожных, небольших тортов и сдобных булочек.
Мне особенно нравились пирожные «Наполеон», а, главное, чудесные, специальной выпечки, так называемые «английские» небольшие булочки. Этими булочками Гукасов славился не только в Пятигорске, но и во всех остальных курортах минераловодской группы. Бабушка часто приводила меня в кафе, где я лакомился пирожными. В особенности мне нравилось сидеть за столиками, которые были расставлены на узкой и длинной веранде кондитерской вдоль начала главной аллеи Цветника».
Кофейня Гукасова стала местом притяжения большого количества людей, в том числе, самых известных: здесь бывал Шаляпин, заглядывал Есенин с Айседорой Дункан.
И вроде все ничего, и вроде жить-не тужить.. (с) Но грянула революция. Пятигорск, как та самая деревушка в “Свадьбе в Малиновке”, переходил из одних рук в другие и Гукасов на чердаке своей пекарни помогал укрыться то красным от белых, то наоборот.
Зато когда красные закрепились в городе окончательно и пошли “чистки” - Гукасова решили расстрелять, как неблагонадежного. И когда его уже почти привели к месту казни, бежавшая за ним Матрена с ребенком узнала в красном командире одного из тех, кто прятался у них на чердаке в лихое время. Кондитера тут же отпустили.
При советской власти кофейня, естественно, была национализирована. Гукасов продолжил свою работу: выпекал булки и пирожные, экспериментировал с новыми рецептами. А в 1933-м, несмотря на его лояльность к новой власти, вся его семья подверглась репрессиям и была отправлена в Сибирь. Но даже там он не оставил любимого дела, выпекал и продавал булочки.
Говорят, после окончания срока высылки, в 1940-м, Гукасов заезжал в Пятигорск, чтобы посмотреть, что сталось с его детищем. И был глубоко опечален: самое аристократичное когда-то место, с вкуснейшей выпечкой и самым свежим кофе, стало бюджетной курортной столовой, обветшавшей и насквозь пропахшей щами..
Во время войны немцы, оккупировавшие город, привели в порядок кофейню и открыли там ресторан. Пишут, что тогда же из небытия проявилась Эльза, первая супруга Гукасова, и напирая на свои немецкие корни, просила вернуть ей дачу-гостиницу, которую отобрали большевики и открыли там санаторий. Но не помогло.
Александра Гукасова, знаменитого пятигорского кондитера и предпринимателя, не стало в 1946 году. До своей смерти он жил с дочерью в Ведено и до последнего трудился на местном хлебозаводе..
Здание кофейни мощно отреставрировали только в 90-х годах. Эти годы доказали, что построено оно было на совесть и руководство Минвод зря переживало о его непрочности.
Сегодня, как и 114 (!) лет назад мы любуемся его необычной, корабельной формой, плавными линиями, присущими модерну, волновой архитектурой, рисунком оконных рам и балконных решеток.
Сегодня второй этаж весь застеклен, в то время как поначалу “палуба” была открытой. Сидя на террасе, можно по-прежнему любоваться центром города - прекрасным Цветником, Лермонтовской галереей, Китайской беседкой, Ротондой и реально почувствовать себя членом описанного Лермонтовым “Водяного общества”..
Как и сотню лет назад, сейчас здесь кофейня. И на первом этаже, куда не удалось попасть, и на втором, куда ведет чугунная старинная лестница. Это замечательная кофейня “Правильный кофе”. Рекомендую! Какао и торт “Шварцвальд” - мои фавориты 🙂
Адрес: ул. Кирова, 23.
Напротив ротонды, рядом со входом в парк Цветник. Да и так, мимо точно не пройдете, очень уж необычное здание!