Юг, 1902 год.
Хлестаковы не переводятся, но, вероятно, по случаю гоголевского юбилея, теперь появился такой Хлестаков, какие не каждый день встречаются.
На днях по этапу в Таганрог прибыл из Поти некий Ксегорати, жгучий молодой брюнет, лет 24-25, элегантно одетый, со стройной аристократической внешностью, с тонкими выхоленными пальцами и красиво отточенными ноготками. Говорит он образно, увлекательно и может изъясняться на 6 языках: 5 европейских и одном восточном. Чинам полиции он рассказал историю своих похождений вплоть до того момента, как он попал в потийскую тюрьму.
Отец Ксегорати, принадлежавший к таганрогским цеховым мещанам, отличался, как теперь его сын, необычайно пленительной внешностью, что дало ему возможность жениться на девушке из аристократической семьи. Отец позаботился отдать его в реальное училище, но он тут удержался недолго: в церкви бросил к ногам какой-то девицы разрывной снаряд и за это был исключен из училища.
Молодой человек, уже достаточно развившийся, едет к дяде, который проживал в г. Томашове. Пробыв здесь некоторое время, юноша сфабриковал себе особого рода документ и стал ездить по железным дорогам в качестве ревизора. Во многих местах ему давали взятки, на которые он и существовал. Во время своих поездок он поссорился с очень богатым и влиятельным евреем-коммерсантом из Западного края и в пылу гнева нанес ему оскорбление действием.
Коммерсант привлек его к ответственности, и на суде выяснилось его настоящее имя и положение. Отбыв положенное наказание, Ксегорати укатил во Францию; пробыв там около 6 месяцев в армии, он добился звания капрала, затем отправился в Италию. Юноша изъездил всю Европу, побывал в Америке, посетил Азию, и возвратился, наконец, на Кавказ.
Ознакомившись здесь с горскими обычаями и правами, он одевается в форму офицера одного из кавказских полков и, приняв звонкий титул кавказского князя, отправляется путешествовать по России. В Киеве он случайно знакомится с богатой полькой, и она вводит его в высшие слои общества. Вообще, во всей его скитальческой жизни женщины очень поддерживали его. В Киеве он заявил об утере документов, и ему беспрепятственно выдали временный вид на жительство на имя князи И. Жуируя (великолепная фамилия). На средства, главным образом, приютившей его барыни, он успевает положить в банк на свое ложное имя тысяч 12 денег.
Но вот случай сводит его с тем самым коммерсантом, которого он когда-то так грубо оскорбил. Тот узнал самозванца и заявил о нем полиции. Пристав осторожно проверил документы «князя» и нашел их в полной исправности. Оставалось только извиниться за возникшее было сомнение.
Но коммерсант не успокоился, и когда молодой человек отправился по железной дороге в путешествие, последовал за ним. (Видно, слишком чувствительным оказалось «оскорбление действием».) На одной из станций коммерсант снова делает заявление жандармскому офицеру. Снова проверяются документы, и начальство находит их в исправности. Офицер и самозванец-князь отправляются на станцию пить чай. В это время вышедший из себя коммерсант устраивает скандал и на глазах многочисленной публики обвиняет «князя» в самозванстве.
Князь выхватывает револьвер из кармана, но его успевают обезоружить. Скандал получает громкую огласку, и «князя» вызывают в Киев. Здесь его случайно встречает знакомый дяди – некий полковник, видевший молодого человека, когда тот проживал в Томашове.
При помощи полковника все проделки «князя» разоблачаются, и он, в конце концов, попадает в потийскую тюрьму, откуда по отбытию наказание, его препроводили в Таганрог.
P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.