Заметил, что за годы работы в школе я то и дело веду разговоры про плохих учеников и плохих родителей. И несправедливо было бы не поговорить о третьей стороне плохих образовательных отношений - учителях. Не секрет, что таких в наших школах хватает. Поэтому настало время поговорить о том, а почему в российских школах сейчас немало посредственных, а иногда и откровенно плохих учителей, и что со всем этим можно сделать.
Прежде чем приступить к анализу причин, следует отметить, что количество плохих учителей напрямую зависит от статуса школы: в в лицеях, гимназиях и "блатных" центральных школах мегаполисов таких редко встретишь. А вот в остальных школах все не так радужно. Именно о них и пойдет сегодня речь.
ПРИЧИНА 1: НИЗКИЙ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ.
Со времён распада СССР, в котором "все профессии нужны, все профессии важны", престиж учителей сильно упал. Сколько бы чиновники с высоких трибун ни заявляли о важной роли учителя, наше место в общественном сознании до сих пор находится в сфере услуг со всеми вытекающими. Вот скажите мне, кто в трезвом уме хотел бы видеть своего ребенка учителем в школе? Думаю, что единицы. Из своего личного опыта скажу, что немало родителей выстраивают свои отношения со школой и учителями с позиции потребителя услуг, параллельно взращивая такое отношение в своих детях. Об уважении к работе учителя в таких случаях не идёт и речи.
Естественно, что низкий престиж профессии явно не способствует притоку в школу амбициозных кадров, тем самым снижая уровень конкуренции для остальных.
ПРИЧИНА 2: НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА
Ещё свежо в памяти высказывание великого мыслителя современности Д.А. Медведева о том, что "работа учителем - это призвание, а если хотите деньги зарабатывать - идите в бизнес!". Учителя в основной своей массе зарабатывают мало. И хоть средняя зарплата по стране - 43 тысячи рублей, на деле все оказывается все довольно грустно. Самые низкие зарплаты в сельских школах, и их потолок - 15 тысяч рублей. Самые высокие - в Москве (125 тысяч). Остальные зарплаты колеблются в промежутке от 25 до 57 тысяч рублей, и их размер зависит от статуса школы и количества нагрузки у конкретного учителя.
Вроде бы не так уж и плохо, скажете вы. Но такой уровень зарплат обеспечивается не высокой стоимостью одного часа работы, а ее большим количеством. Классное руководство, кружки, по 2, а то и по 3 ставки (38-50 уроков в неделю без учёта времени на подготовку).
Учителя, ведущие только часы, а также не имеющие категорий и работающие в обычных школах рассчитывать на хорошую зарплату не могут.
Как понимаете, зарплата - это не то, что может завлечь молодых и классных педагогов идти работать в школу. Кто же тогда соглашается работать? А я отвечу: либо фанатики своего дела, либо те, кто не нашел более высокооплачиваемых вариантов.
ПРИЧИНА 3: НИЗКИЙ ПОРОГ ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ.
Эта причина напрямую следует из первых двух. Низкие зарплаты и невысокий престиж профессии приводят к тому, что в школу идёт очень слабый приток свежих кадров. Только 20% выпускников педагогических вузов приходят работать в школу. Из-за нехватки свежих кадров руководство школ вынуждено брать на работу всех желающих. Нет, конечно, наркоманам, проституткам и людям с судимостями туда вход закрыт. Да и лица без образования тоже не могут работать в школе. Но в остальных случаях - добро пожаловать! Так, например, мой приятель, имея образование историка (не педагогическое), стал работать учителем русского языка и литературы, параллельно обучаясь на дистанционных курсах переподготовки. И таких примеров в стране немало. Конечно, бывают педагоги от природы, которые могут и без профильного образования вести классные уроки, но что-то мне подсказывает, что таких можно по пальцам пересчитать. В остальном же, руководству школы приходится скрещивать пальцы и надеятся, что они рисковали не зря.
Таким образом, низкий порог вхождения в профессию даёт широкие возможности для попадания туда посредственных и плохих учителей.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Конечно же, я затронул лишь самые очевидные причины, и если копать глубоко, то окажется, что корни проблем лежат в самом устройстве нашего общества. Но даже на том уровне, что я разобрал, можно предложить вполне очевидные решения.
1. Повысить престиж профессии учителя. Первый шаг в этом направлении был уже сделан: в 2022 году из Федерального закона об образовании вычеркнули формулировку "образовательная услуга". Следующим шагом нужно сформировать уважаемый и престижный образ учителя в массовой культуре, через телевизионные репортажи, в сериалах и фильмах, а также в блогосфере.
2. Существенно повысить учительские оклады, избавив учителей от чрезмерной нагрузки. В моем представлении это должно быть примерно так: при 20-25 уроках в неделю учитель должен получать среднюю или выше средней зарплаты по региону. Это с одной стороны, приведет к большему притоку свежих и качественных кадров, а с другой повысит эффективность и качество работы уже действующих педагогов, так как большая нагрузка приводит к снижению качества работы.
3. Привести к общему уровню зарплаты и условия работы в городских и сельских школах. Эта мера поможет существенным образом преодолеть существующую пропасть между ними в количестве и качестве кадров.
4. Ужесточить требования к кандидатам на должность учителя, а также ввести более строгую форму контроля за качеством работы работающих. Естественно, что за высокими зарплатами должны следовать высокие требования к профессионализму учителя. Но как это осуществить на практике - тема отдельного разговора.
Мое видение ситуации кажется вполне очевидным и во многом выполнимым Но вот пойдут ли руководители нашего образования на такие изменения - вопрос открытый. Поэтому пока остаётся верить в лучшее.