Найти тему
Немного Историк

"Мягкое" освоение Нового света испанскими конкистадорами

После падения Ацтекской империи, испанские конкистадоры в короткие сроки захватили большую часть территорий современной Мексики. Как оказалось, сделать это было не так сложно, достаточно планомерно брать в плен индейских вождей, и аборигены быстро капитулируют. Отхватив солидную территорию, испанцы встали перед новой задачей – ее надо как-то осваивать. Собственно, первоначальной колонизации Нового света испанцами и будет посвящена наша статья.

Необычную картинку подготовила нам нейросеть по запросу "мягкая колонизация Нового света конкистадорами"
Необычную картинку подготовила нам нейросеть по запросу "мягкая колонизация Нового света конкистадорами"

На правах первого конкистадора, власть в Новой Испании получил Эрнан Кортес (о нем есть отдельная статья на канале). Так как к 1521 году границы новообразованного государства еще не были четко очерчены, Кортес стремился оттяпать побольше земель у туземцев. Он усердно продолжал расширять территорию Новой Испании, перепоручая работу «на местах» лояльным конкистадорам. Еще до первой встречи с ацтеками, Кортес успел поработать на Кубе и воочию увидел демографический кризис на острове после уничтожения аборигенов. В своих владениях Эрнан планировал сохранить основные административные и социальные структуры туземцев, поставив своих людей у руля.

В результате стремительной экспансии, появилось много свободных земель, и Кортес присвоил себе право на их распределение, причем исключительно среди испанцев, принимавших участие в конкисте. Таким образом, ему удалось создать привилегированное сословие в Новой Испании, лояльное только ему. Новоприбывшие испанцы так же могли получить земли, но только после восьми лет постоянного пребывания в Новом свете и деятельного участия в походах Кортеса. Велика вероятность, что первый наместник Новой Испании думал на перспективу, и вечерами, сидя на удобном кресле, фантазировал, что неплохо было бы ему стать королем. В подтверждение этой точки зрения, помимо точечной расстановки своих приверженцев, можно выделить следующий факт: так как сельское хозяйство индейцев представлялось примитивным, по сравнению с европейским, Кортес законодательно ввел квоты на производство многих местных и привозных культур. Успешная реализация этого плана делала Новую Испанию самодостаточной в экономическом плане.

-2

Наряду с этим, администрация Кортеса подошла к социальному статусу туземцев с особым вниманием. Создавая энкомьенду (территория аборигенов, находящаяся в вассальной зависимости от колонизаторов), конкистадоры запрещали женщинам и детям до 12 лет впахивать вместе с мужиками в поле. Кроме того, никаких ночных переработок, рабочий день должен заканчиваться за час до захода солнца, а трудящимся полагался обеденный перерыв, для которого предполагался фиксированный рацион. Воскресенье объявлялось выходным днем, а поработав на колонизаторов 20 дней, туземцы получали 30 дней отпуска, когда могли работать сами на себя.

Довольные туземцы гнут спины на испанских эксплуататоров.
Довольные туземцы гнут спины на испанских эксплуататоров.

Дабы избежать конфликтов на национальной почве, в Новой Испании была введена строгая сегрегация. Так, колонисты могли жить исключительно в городах или поселениях, где нет индейцев и имеется администрация, одобренная наместником. Сегрегация выполняла еще одну важную функцию: недопущение стихийного расселения новоприбывших колонистов, которые могли бы создать свои независимые административные единицы, напрямую подчинявшиеся испанской короне. В результате сегрегации, индейцы могли обосноваться в пределах своей энкомьенды, где им предоставлялось самоуправление, а конкистадоры Кортеса выполняли лишь надзорную и посредническую роль между общиной туземцев и наместником Новой Испании.

Несмотря на нездоровую любовь к новым территориальным приобретениям, Кортес прекрасно понимал, что на штыках ему не усидеть, поэтому старался уделить внимание и духовной составляющей. Обратить аборигенов в христианство, хоть и сложная задача, но весьма полезная, как для сохранения власти, так и для дальнейшей экспансии. Особая роль в процессе обращения местных отводилась нищенствующим католическим орденам, так как деньги им особо не нужны, а проповедники из них получаются замечательные. Первыми монахами в Новой Испании стали францисканцы, причем, для них был уготован особый статус. Кортес наделил проповедников административными функциями, в их задачи входил надзор за администраторами энкомьенд. В случае, если монах становился свидетелем произвола по отношению к туземцам со стороны конкистадоров, он мог сообщить наместнику, после чего администратор терял свою должность.

Так, проверим. А этот ребенок на что жалуется?
Так, проверим. А этот ребенок на что жалуется?

Такой статус делал францисканцев «хорошими парнями» в глазах местного населения, способствуя положительному восприятию монашеского учения. Важно отметить, что никакой насильной христианизации туземцев на начальном периоде не наблюдалось. Францисканцы работали очень осторожно, никаких храмовых комплексов не строилось, святилища в энкомьендах оборудовались лишь по согласию с местными жителями. Распространены случаи, когда бывшие языческие капища по инициативе туземцев переоборудовались в христианские святилища. Для эффективных проповедей, францисканцы учили язык аборигенов, стараясь понять местные обычаи и религиозные верования. Чтобы легализовать христианство в глазах туземцев, Кортес даже устроил первый теологический диспут в Новом свете, где собрал наиболее деятельных монахов и уважаемых вождей индейских племен. Хоть в процессе диспута ничего путного не произошло, но это в очередной раз сыграло на положительном восприятии религии колонизаторов.

Знакомьтесь, король Испании, а по совместительству, германский император Карл V.
Знакомьтесь, король Испании, а по совместительству, германский император Карл V.

Попытки «мягкой» христианизации населения вызвали недоумения при дворе Карла V, который незамедлительно выразил недовольство своим наместником. Кортес попытался объяснить проводимую им политику в письме:

Если у нас заведутся епископы и прочие прелаты, они не замедлят перенести к нам дурные привычки, свойственные им сегодня. Они воспользуются церковным имуществом, дабы расточить его на роскошь и другие пороки; они пожалуют майораты своим детям и своим родственникам. И хуже всего: коренные жители этих мест знали в прежние времена священников, отправляющих культ и службы, и лица эти были честности и бескорыстия безукоризненного… Что подумают они, видя имущество церкви и службу Господу в руках каноников или прочих святейшеств, которые поведут жизнь невежд и предадутся свободно порокам, как сие вошло у них в привычку сегодня в наших королевствах? Тем преуменьшили бы нашу веру и учинили бы ей великую насмешку

Помимо религиозного аспекта, к Кортесу имелось немало вопросов. В Испании не понимали его политику по созданию энкомьенд и слишком лояльное отношение к туземцам. Наряду с этим, в обществе колонистов зрело недовольство запретом свободного передвижения испанцев по территории Нового света. Опасаясь, что Новая Испания провозгласит независимость, Карл V направил королевскую комиссию с целью ограничить власть неугодного наместника. Не дожидаясь прибытия королевской комиссии, Эрнан Кортес, по непонятным причинам, покинул Мехико (столицу Новой Испании, где он обладал всей полнотой власти) и с войском направился в земли индейцев майя. Прибывшие испанцы стремительно свернули все реформы Кортеса и отстранили его сторонников от власти.

Уважаемые Читатели, если Вас заинтересовала тема конкистадоров, Нового света и индейцев, рекомендую ознакомиться со статьями на канале:
Толерантное рабство в Империи ацтеков
Роковые суеверия, погубившие ацтекскую империю

Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!