После падения Ацтекской империи, испанские конкистадоры в короткие сроки захватили большую часть территорий современной Мексики. Как оказалось, сделать это было не так сложно, достаточно планомерно брать в плен индейских вождей, и аборигены быстро капитулируют. Отхватив солидную территорию, испанцы встали перед новой задачей – ее надо как-то осваивать. Собственно, первоначальной колонизации Нового света испанцами и будет посвящена наша статья.
На правах первого конкистадора, власть в Новой Испании получил Эрнан Кортес (о нем есть отдельная статья на канале). Так как к 1521 году границы новообразованного государства еще не были четко очерчены, Кортес стремился оттяпать побольше земель у туземцев. Он усердно продолжал расширять территорию Новой Испании, перепоручая работу «на местах» лояльным конкистадорам. Еще до первой встречи с ацтеками, Кортес успел поработать на Кубе и воочию увидел демографический кризис на острове после уничтожения аборигенов. В своих владениях Эрнан планировал сохранить основные административные и социальные структуры туземцев, поставив своих людей у руля.
В результате стремительной экспансии, появилось много свободных земель, и Кортес присвоил себе право на их распределение, причем исключительно среди испанцев, принимавших участие в конкисте. Таким образом, ему удалось создать привилегированное сословие в Новой Испании, лояльное только ему. Новоприбывшие испанцы так же могли получить земли, но только после восьми лет постоянного пребывания в Новом свете и деятельного участия в походах Кортеса. Велика вероятность, что первый наместник Новой Испании думал на перспективу, и вечерами, сидя на удобном кресле, фантазировал, что неплохо было бы ему стать королем. В подтверждение этой точки зрения, помимо точечной расстановки своих приверженцев, можно выделить следующий факт: так как сельское хозяйство индейцев представлялось примитивным, по сравнению с европейским, Кортес законодательно ввел квоты на производство многих местных и привозных культур. Успешная реализация этого плана делала Новую Испанию самодостаточной в экономическом плане.
Наряду с этим, администрация Кортеса подошла к социальному статусу туземцев с особым вниманием. Создавая энкомьенду (территория аборигенов, находящаяся в вассальной зависимости от колонизаторов), конкистадоры запрещали женщинам и детям до 12 лет впахивать вместе с мужиками в поле. Кроме того, никаких ночных переработок, рабочий день должен заканчиваться за час до захода солнца, а трудящимся полагался обеденный перерыв, для которого предполагался фиксированный рацион. Воскресенье объявлялось выходным днем, а поработав на колонизаторов 20 дней, туземцы получали 30 дней отпуска, когда могли работать сами на себя.
Дабы избежать конфликтов на национальной почве, в Новой Испании была введена строгая сегрегация. Так, колонисты могли жить исключительно в городах или поселениях, где нет индейцев и имеется администрация, одобренная наместником. Сегрегация выполняла еще одну важную функцию: недопущение стихийного расселения новоприбывших колонистов, которые могли бы создать свои независимые административные единицы, напрямую подчинявшиеся испанской короне. В результате сегрегации, индейцы могли обосноваться в пределах своей энкомьенды, где им предоставлялось самоуправление, а конкистадоры Кортеса выполняли лишь надзорную и посредническую роль между общиной туземцев и наместником Новой Испании.
Несмотря на нездоровую любовь к новым территориальным приобретениям, Кортес прекрасно понимал, что на штыках ему не усидеть, поэтому старался уделить внимание и духовной составляющей. Обратить аборигенов в христианство, хоть и сложная задача, но весьма полезная, как для сохранения власти, так и для дальнейшей экспансии. Особая роль в процессе обращения местных отводилась нищенствующим католическим орденам, так как деньги им особо не нужны, а проповедники из них получаются замечательные. Первыми монахами в Новой Испании стали францисканцы, причем, для них был уготован особый статус. Кортес наделил проповедников административными функциями, в их задачи входил надзор за администраторами энкомьенд. В случае, если монах становился свидетелем произвола по отношению к туземцам со стороны конкистадоров, он мог сообщить наместнику, после чего администратор терял свою должность.
Такой статус делал францисканцев «хорошими парнями» в глазах местного населения, способствуя положительному восприятию монашеского учения. Важно отметить, что никакой насильной христианизации туземцев на начальном периоде не наблюдалось. Францисканцы работали очень осторожно, никаких храмовых комплексов не строилось, святилища в энкомьендах оборудовались лишь по согласию с местными жителями. Распространены случаи, когда бывшие языческие капища по инициативе туземцев переоборудовались в христианские святилища. Для эффективных проповедей, францисканцы учили язык аборигенов, стараясь понять местные обычаи и религиозные верования. Чтобы легализовать христианство в глазах туземцев, Кортес даже устроил первый теологический диспут в Новом свете, где собрал наиболее деятельных монахов и уважаемых вождей индейских племен. Хоть в процессе диспута ничего путного не произошло, но это в очередной раз сыграло на положительном восприятии религии колонизаторов.
Попытки «мягкой» христианизации населения вызвали недоумения при дворе Карла V, который незамедлительно выразил недовольство своим наместником. Кортес попытался объяснить проводимую им политику в письме:
Если у нас заведутся епископы и прочие прелаты, они не замедлят перенести к нам дурные привычки, свойственные им сегодня. Они воспользуются церковным имуществом, дабы расточить его на роскошь и другие пороки; они пожалуют майораты своим детям и своим родственникам. И хуже всего: коренные жители этих мест знали в прежние времена священников, отправляющих культ и службы, и лица эти были честности и бескорыстия безукоризненного… Что подумают они, видя имущество церкви и службу Господу в руках каноников или прочих святейшеств, которые поведут жизнь невежд и предадутся свободно порокам, как сие вошло у них в привычку сегодня в наших королевствах? Тем преуменьшили бы нашу веру и учинили бы ей великую насмешку
Помимо религиозного аспекта, к Кортесу имелось немало вопросов. В Испании не понимали его политику по созданию энкомьенд и слишком лояльное отношение к туземцам. Наряду с этим, в обществе колонистов зрело недовольство запретом свободного передвижения испанцев по территории Нового света. Опасаясь, что Новая Испания провозгласит независимость, Карл V направил королевскую комиссию с целью ограничить власть неугодного наместника. Не дожидаясь прибытия королевской комиссии, Эрнан Кортес, по непонятным причинам, покинул Мехико (столицу Новой Испании, где он обладал всей полнотой власти) и с войском направился в земли индейцев майя. Прибывшие испанцы стремительно свернули все реформы Кортеса и отстранили его сторонников от власти.
Уважаемые Читатели, если Вас заинтересовала тема конкистадоров, Нового света и индейцев, рекомендую ознакомиться со статьями на канале:
Толерантное рабство в Империи ацтеков
Роковые суеверия, погубившие ацтекскую империю
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!