Найти в Дзене
Кардан Баланс

Чем опасна езда на автомобильных шинах не по сезону?

Оглавление
Разбираемся с тем, когда и главное зачем нужно «переобувать» автомобиль
Разбираемся с тем, когда и главное зачем нужно «переобувать» автомобиль

Зимняя и летняя резина заметно отличаются друг от друга как по составу, по рисунку и глубине протектора, так и по условиям применения, характеру работы на дорожном покрытии. Сегодня мы разберём, чем чревато использование шин не по сезону, какие нормы и правила относительно автомобильной резины существуют в нашей стране, и что будет если этих правил не придерживаться.

Требования к автомобильной резине в России

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, с 1 января 2015 года в России строго запрещена эксплуатация зимней резины с шипами в три летних месяца, а летней – зимой (в декабре, январе и феврале). Соответственно, летняя резина может быть использована с марта по ноябрь включительно. Шипованные шины допускается применять с сентября по май. А вот про зимнюю нешипованную, фрикционную резину в регламенте никаких уточнений нет. Поэтому на так называемой «липучке», по логике, можно ездить круглый год.

Естественно, что в зависимости от того или иного региона указанные сроки запрета эксплуатации могут смещаться. В каждом конкретном случае вопрос выносится на рассмотрение местных властей. Для сравнения, автолюбителям Новосибирской области логичнее и безопаснее надеть «шипы» на несколько недель раньше и снять на несколько недель позже, нежели водителям из Ставропольского края.

Летняя резина зимой: опасно, дорого, недопустимо

Уже при нуле градусов даже качественные летние шины мгновенно твердеют
Уже при нуле градусов даже качественные летние шины мгновенно твердеют

Езда по зимним дорогам на летней резине недопустима. Именно несоответствие шин сезону каждый год становится причин огромного количества ДТП. Специалисты утверждают, что, если во время составления протокола зимней аварии в качестве причины будет указано использование летних шин, страховая компания вполне может отказать в компенсации ущерба владельцу «непереобутого» автомобиля.

Причины

Так почему же нельзя использовать зимой резину, разработанную для езды летом? Главным компонентом летней резины является синтетический каучук. Он, в противовес натуральному каучуку, плохо переносит отрицательные температуры. Уже при нуле градусов даже качественные летние шины мгновенно твердеют. А это значит, что эластичность их снижается. Говорить в этом случае о каком-либо сцеплении с дорогой уже не приходится. Автомобиль на летних шинах с трудом может сдвинуться с места. А если старт всё-таки произошёл, то машина просто катится по обледенелым зимним дорогам, не имея никаких шансов вовремя затормозить или аккуратно объехать вдруг появившееся препятствие. Насколько это опасно, можно понять и без дополнительных разъяснений.

«Дубовая» резина ко всему прочему становится ещё и очень хрупкой, легко покрывается микротрещинами. Вряд ли повреждённые колёса смогут прослужить вам долго. Поэтому ездить на резине не по сезону оказывается себе дороже.

Когда менять?

Специалисты настоятельно рекомендуют менять шины на зимние уже тогда, когда температура в течение суток понижается до +7℃. Впрочем, если днём ещё относительно тепло, а в ночные часы устанавливается даже небольшой, но минус, стоит уже ехать на шиномонтаж. И уж тем более, не стоит откладывать смену резины до первого снега. По занесённым дорогам можно и не суметь добраться до заветной точки техобслуживания без приключений. Да и шансов переплатить за услугу или убить в очереди не один час в связи с ажиотажем заметно прибавится.

Не успели «переобуться» вовремя? Правила поведения на зимней дороге

Если же по какой-то причине (ремонт затянулся не на один месяц, или нужно доехать на новом автомобиле из автосалона до шиномонтажа) вы всё же оказались на зимней дороге с неподходящими для сезона шинами, будьте готовы понервничать. Чтобы минимизировать последствия такой опасной поездки, стоит:

  • уменьшить скорость передвижения (не более 30-40 км/ч);
  • закладывать на совершение любых манёвров дополнительное время и расстояние;
  • работать рулём и педалями максимально плавно, без рывков;
  • избегать стремительных стартов и торможений «тапком в пол»;
  • перейти в ручной режим управления на автомобилях с АКПП, стараясь выдерживать средние или слегка повышенные обороты двигателя.

Если ситуация на дорогах в связи с погодными условиями критическая, достаточного водительского опыта у вас нет, да и рисковать автомобилем или собственной жизнью не хочется, просто воспользуйтесь услугами эвакуатора.

Допустима ли эксплуатация зимней резины летом? Какими могут быть последствия?

Резина, не соответствующая сезону, ведёт себя на дороге непредсказуемо!
Резина, не соответствующая сезону, ведёт себя на дороге непредсказуемо!

Зачастую приход календарной весны не является для водителей отмашкой на смену резины. И это понятно, ведь Россия огромна, разброс температур, наблюдаемых в разных регионах даже в середине весны, может быть очень заметным. В большинстве областей в марте-апреле по-настоящему тепло бывает лишь днём, а утром и вечером температура стремится к нулю. А где лёгкий мороз, там и до гололёда на дорогах недалеко. Поэтому водители и не спешат «переобувать» своего железного коня.

Однако, если температура в течение нескольких весенних дней держится на плюсовых отметках (выше +15℃), то сделать это всё же придётся. В противном случае владельцев автомобилей с зимней резиной, будь то «шипы» или «липучка», ждут неприятные дорожные сюрпризы:

  • увеличение тормозного пути из-за перегрева резины;
  • больший расход топлива. Входящий в состав резиновой смеси натуральный каучук очень чутко реагирует на каждый дополнительный градус. Весеннее тепло делает материал шин мягким, поэтому автомобилю приходится тратить больше сил для преодоления возникающего дополнительного сопротивления;
  • ухудшение отклика колёс на повороты руля;
  • заметное скольжение машины на поворотах;
  • стремительное изнашивание протектора;
  • уменьшение сцепления с дорожным покрытием.

Последний пункт особенно актуален для шипованных шин. Кроме того, они при контакте с твёрдым асфальтом лишаются шипов. Последние просто вылетают из резины или заметно стираются об дорожное покрытие.

Штрафы за шины не по сезону. Нововведения 2023 года

На сегодняшний день водители не несут никакой материальной ответственности за использование на российских дорогах неподходящей по сезону резины. Штраф в 500 рублей выписывается в том случае, когда сотрудник ГИБДД обнаружит, что по обледеневшей или заснеженной трассе вы передвигаетесь на «лысой» (глубина протектора менее 4 мм.) зимней резине. Кроме того, получить предупреждение или же штраф в символические 500 рублей можно, если на одной оси автомобиля установлены шины для разного сезона, или же резина на передней и задней оси различается.

Однако, уже 1 марта 2023 года ситуация может существенно поменяться. С весны вступит в силу закон, согласно которому инспекторы будут наделены правом штрафовать водителей за оснащение автомобиля резиной не по сезону. Штраф за летнюю резину на зимней дороге составит 2000 рублей. С этой же суммой придётся проститься и тем, кто решит выехать на старых или «пробитых» покрышках. Останутся в силе требования по глубине протектора. Канавки «узоров» на зимней резине должны быть не менее 4 мм. в глубину, а на летних шинах – не менее 1,6 мм.

Специалисты уверены, что ужесточение мер позволит заметно сократить число ДТП, случающихся в зимнее время по вине «непереобувшихся» водителей. В летнее же время удастся минимизировать негативное воздействие шипов на дорожное покрытие.

Выводы

Допустимость езды на шинах не по сезону – вопрос очень спорный. И дело здесь не столько в сохранности самого автомобиля и вынужденных тратах на преждевременную покупку новых покрышек. Прежде всего, нужно учитывать, насколько безопасными являются такие выезды для всех участников движения. Ведь в большинстве случаев резина, не соответствующая сезону, ведёт себя на дороге непредсказуемо. А значит, полного контроля над транспортным средством у водителя фактически нет. Приобретение комплекта сезонной резины и её своевременная установка сполна окупается комфортом водителя и безопасностью на дороге в целом.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.