Ночь в тюремной камере была долгой. Всегда загоралась тусклая лампочка. Каждую ночь Зое казалось, что воздух в камере становится душным и липким.
И страх. Страх давит со всех сторон и не дает дышать. И в ту ночь она, промаявшись полночи, забылась тревожным сном. Зоя проснулась оттого, что на ее лице что-то шевелится. В ужасе вскочив, она увидела, что на ее лице копошилась крыса.
Могла ли Зоя Федорова, звезда советского кино, любимая актриса миллионов зрителей СССР, Лауреат двух Сталинских премий, представить, что ее обвинят в шпионаже и бросят в камеру Лефортовской тюрьмы.
А ведь только совсем недавно жизнь была такой изумительной. Она была любима и любила сама.
С красивым военным атташе Джексоном Тейтом Зоя познакомилась в Доме приемов МИД в 1945 году. Это была судьбоносная встреча.
К тому времени они были зрелыми людьми. Ей было 38 лет. Ему 47. Но взрослые люди влюбились, как подростки.
В начале июля 1945 года Зою Федорову отправили на гастроли в Крым. Эти гастроли показались актрисе особенно долгими. Ведь в Москве ждал любимый.
Вернувшись домой, Зоя с ужасом узнала, что ее возлюбленный объявлен нежелательной персоной и выслан из страны.
И это в тот самый момент, когда она собиралась сказать ему счастливую новость. У них будет ребенок!
Зоя была в отчаянии. Чтобы скрыть то, что у нее будет ребенок от нежелательного иностранца, она вышла замуж за за Александра Рязанова, руководителя ансамбля, с которым она гастролировала.
Долгожданная дочь Вика родилась 13 января 1946 года. Актрисе нестерпимо хотелось поделиться радостью с любимым Джексоном Тейтом. Но между СССР и США была пропасть.
Зоя писала письма. Одно письмо за другим. Она ждала его, думая, что любимый вернется. Но все письма уходили в никуда. Ей все время казалось, что Тейт вот-вот приедет и позвонит в дверь.
В дверь действительно позвонили. 27 декабря 1946 года. В дом ворвались вооруженные люди и перевернули вверх дном всю квартиру. А перепуганную актрису увезли на Лубянку, предъявив обвинение - шпионаж. За связь с военно-морским атташе. Она поверить не могла, что ее любимый Джексон - шпион. Зоя ничего не понимала. В ее понимании немцы были врагами, а американцы - союзниками и друзьями.
Она была не единственной в СССР, которая верила: если у тебя чистые помыслы, то и обвинить тебя не в чем. Тем более сейчас. Когда закончилась война и все трудности позади.
Актриса до последнего надеялась и верила, что это недоразумение. Скоро во всем разберутся и отпустят. Как же она ошибалась. Она верила в то, что все можно изменить, даже когда услышала приговор - 20 лет лагерей.
У нее есть могущественный покровитель. Он обязательно за него заступится. Берия. Он уже помог ей однажды. Да еще как.
В 1938 году, когда под репрессивную машину попал ее отец. Она подошла к нему на приеме в честь вручения наград. После ее просьбы отца Зои Алексея Федорова, отсидевшего три года из десяти, выпустили на свободу.
Зоя думала, что и на этот раз Лаврентий Павлович не оставит ее в беде. Ей казалось, что он просто не знает, что с ней произошло.
Нужно написать ему письмо, решила она. И этот эпизод в жизни можно будет забыть, как кошмарный сон.
“Я благодарна Вам за то, что Вы помогли моему отцу. Вы знаете, с каким уважением я отношусь к Вам. Я патриотка своей страны. Вы знаете, что я никогда не предам…” - писала отчаявшаяся женщина.
Если бы она только знала, чем обернется для нее это письмо.
По личному приказу Берии приговор был изменен. Вместо лагерей ее отправили во Владимирскую тюрьму. Все имущество Зои Федоровой конфисковали, а вместо 20 лет приговорили к 25 годам.
Родную сестру Зои Александру вместе с детьми и годовалой дочерью Зои отправили на вечное поселение в Казахстан.
Можно только гадать, почему же всесильный Берия так поступил с несчастной актрисой.
Федорова никогда и никому не признавалась, что их встречи не ограничивались только лишь встречами на приемах. Вот только ее письмо к нему было почти личным.
Сейчас можно только предполагать, что это было. Может ревность. Может желание отвергнуть их связь.
Зоя считала годы. Ей будет 65, когда ее выпустят на свободу. 25 лет в душной камере с крысами? Главное за что? И как это выдержать?
В одну из ночей она дождалась, пока все сокамерницы уснут. Разорвала простыню на ленты, встала на табуретку и, закрепив веревку на решетку окна, продела голову в петлю. Ее успели вытащить из петли. Сокамерниц разбудил грохот табуретки и хрипы Зои.
Они успокоили женщину, как смогли. А на нее с новой силой накатило отчаяние. Зачем спасли?! Ее жизнь стала пыткой.
Зоя Федорова находилась в очень плачевном душевном состоянии до встречи с Лидией Руслановой. Историки говорят, что именно она вернула ей интерес к жизни.
Лидию Русланову, популярнейшую исполнительницу народных песен в СССР, осудили на 10 лет в 1948 году. За антисоветскую агитацию. В качестве наказания ее перевели во Владимирскую тюрьму. Она оставалась дерзкой, свободной, неунывающей даже за решеткой.
Именно она заставила Зою жить, несмотря ни на что. И надеяться на чудо. Тогда еще Зоя не верила, что Русланова окажется права. После смерти Сталина дела политических заключенных начали пересматривать.
В феврале 1955 года с Зои Федоровой сняли обвинение в шпионаже.
После возвращения актрисе помогли друзья, знакомые. Первое время после освобождения она жила у Лидии Руслановой. Однажды ее пригласил Сергей Михалков, с которым она была знакома. Писатель вручил ей целых 2000 рублей. Для человека без гроша за пазухой это было спасением.
Иван Пырьев, директор киностудии “Мосфильм”, принял ее обратно на работу. Через год она снялась в фильме “Медовый месяц”. Предложения посыпались одна за другой. Актрису помнили, любили. Фильмы с ее участием зрители ждали.
Самая трогательная и душещипательная встреча с подросшей дочерью состоялась весной 1955 года на Казанском вокзале.
Вике было 9 лет. Девочка была похожа на отца. Такая же высокая, тонкая, красивая.
Глядя на нее, Зоя Федорова каждую секунду вспоминала свою потерянную любовь.
Через знакомую она передала письмо для Джексона. Письмо дошло до адресата. Знакомая это подтвердила. Но только ответа Зоя Федорова не получила. Шла холодная война. Джексон Тейт опасался того, что у него был роман с возлюбленной из СССР.
За годы, проведенные за решеткой, Зоя Алексеевна научилась скрывать эмоции. Она никому не рассказывала того, насколько ее ранит молчание любимого. Из-за которого она провела в аду почти 10 лет.
Надо жить дальше, - решила она. Кто знает, ведь судьба бывает изменчивой. Кому, как не ей этого не знать. С выходом на свободу в ней открылась огромная энергия и страсть к жизни. Зрители, которые видели, сколько добра и счастья несет Зоя Федорова со сцены, удивлялись тому, как женщина, пережившая невозможное, может быть такой жизнерадостной и задорной.
Скоро судьба смилостивилась над Зоей Федоровой.
В 1973 году она, наконец, получила письмо от своего любимого Джексона Тейта. В письме он просил прощения за все, что ей пришлось пережить из-за него.
А еще он приглашал Зою и Вику к себе в Америку.
К отцу выпустили только Вику.
В Америке состоялась трогательная встреча престарелого отца, контр-адмирала ВМС США в отставке, и красавицы дочери, так сильно похожей на него. Вика там и осталась жить, выйдя замуж за пилота Фредерика Ричардса Поуи.
Но власть не торопилась дать разрешение на выезд ее маме. Долгожданную визу Зоя Федорова получила в 1976 году. Ей было уже 69 лет. Тейту - 78.
Встреча двух пожилых людей, когда-то так сильно любивших друг друга, получилась светлой, доброй. Но не радостной.
Они заплатили слишком большую цену за три месяца счастья в далеком сорок пятом. Тейта уволили с дипломатической службы. Он ушел на флот и дослужился до адмирала. Женился, но продолжал любить только одну дорогую русскую возлюбленную.
Зоя понимала, что эта их встреча - последняя. Она вернулась в Москву. Тейт умер спустя 2 года после этой встречи.
Дочь приглашала маму переехать к ней, но она долго не соглашалась.
В Москве она начала заниматься коллекционированием бриллиантов. К тому времени она жила в доме на Кутузовском проспекте.
В 1980 году она вновь собралась к дочери в Америку. И в этот раз ее долго не отпускали.
Через год, в 1981 году, виза, наконец, была получена.
И в этот же день, днем 11 декабря 1981 года, ее застрелили в собственной квартире.
Есть несколько версий преступления.
Одно из них - банальное ограбление. По другой версии, с ней расправились коллеги по “бриллиантовому” бизнесу. Есть версия, что убийство было спланировано КГБ. Она собиралась в Америку навсегда. До сих пор неясно, какая из этих версий правда.
Но у какого нелюдя поднялась рука застрелить эту женщину в затылок? И как можно после этого жить тому, кто это сделал.
Она никого не убивала, не грабила. Но волей судьбы была объявлена вне закона. Несчастная женщина, которая лучшие годы провела за колючей проволокой.
И теперь, что когда-то считалось преступлением: любовь к иностранцу является нормой.
Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю всего хорошего, доброго. С уважением и любовью.