Найти в Дзене
Аутизм и школа

Как Гриша понял фундаментальное нечто в русском языке.

Есть события, которые и радуют и одновременно заставляют постучать головой о какую-нибудь поверхность от непонимания происходящего.
Сейчас расскажу о таком событии.

---

У меня периодически светлые наивные люди спрашивают, а как дела у Гриши с уроками, со школой, с русским?

В статье речь идёт о мальчике с РАС и ОНР, который заговорил в 10 лет.
Гриша учится в коррекционной школе на дому по программе 8.3

Я чаще всего ничего не отвечаю. Причин очень много. Разговор очень длинный, объяснять придётся так много всего, что я даже начинать не хочу. И мне вообще непонятно, на что надеется вопрошающий? Что я формально отвечу: - Всё хорошо? или Всё плохо?

Или выкачу диссертацию на тему?

---

Но вот читают меня логопеды, расскажите моим читателям, как могут быть дела у так говорящего в 13 человека с русским языком, например. А с окружающим миром. А даже с математикой.

Человек начал читать в 11.5 лет. По сей день читает очень плохо.

Просто пофантазируйте, как именно такой человек читает задачу и как потом её решает, на основе того, что он понял.
Он может как угодно лихо считать, складывать, делить и умножать, но если он не в силах прочесть и понять задание или задачу, то кому нужны его умения сложить один миллион с другим?

---

Я не логопед, но я скажу. Никак. Вообще никак дела у такого ребёнка с русским языком.

Да, мы добрались до четвёртого класса по советским (очень хорошим) учебникам. Но то, как мы это сделали...

Уточнение. Он выполнил все упражнения из учебников.

Гриша ещё не читал в прямом понимании слова, но уже писал и мог что-то там где-то подчеркнуть.

Да, мне сложно рассказывать и про то, как именно он не читал. Потому что он читал. Ага. Раньше, чем начал говорить. Но то КАК он это делал... Это такая длинная песня, что я считаю, что читать он начал только в 11.5 лет. Потому что именно в это время он научился читать всё и в любой момент, в любой книге.
Да, если кто-то подумал, что А что? Можно читать выборочно, здесь умею читать, а здесь нет? Да... можно.
А ещё можно "сейчас умею читать, а через минуту - нет". Очень стараюсь, но перестаю буквы узнавать...
Я же говорю, песня отдельная и про чтение тоже.

Но вот научился человек вроде как читать.

Вернёмся к русскому языку. Что он там делал?

Да, ударения ставил, на слоги делил, потом уже и вопросы ставил, и части слова тоже выделял, и проверочные слова искал.

Но знаете, как это было?

По шаблону.

Вот урок. Гриша, подчеркни главные члены предложения.

Гриша: - ...

Я: - Гриша, смотри, вот главные члены предложения и лалала, объяснение.

Гриша: - Аааа.

И всё. Целый урок, всё нормально. Без объяснений всё находит выделяет.

Урок на завтра - ещё выделит. Но если пауза в теме, а потом через недельки две всплывают эти главные члены - тишина и пустота в глазах.

Ладно.

То же самое. Безударные гласные, звонкие глухие согласные. Самые примитивные правила, которые очень просты и понятны. Даже я их знаю. А память у меня дырявая.

И вот на уроке Гриша понял алгоритм проверки и гласных и согласных, закрепили. Пауза. Всё забыл.

---

Но главное не то, что забыл. Нет. Главным было то, что он вообще не понимал, зачем что-то проверять.

Объясню. История про "слышу одно, а пишу другое" - это не про Гришу было очень долго. Очень. Потому что слышал он непонятно как. А писал он не со слуха, а по памяти. Да, он запоминал написание слов.

Мог сказать что-то типа... КАЛАСА, а написать КОЛБАСА.

Потом (с лета 2022 года) начал говорить, как написано. МОЛОКО - так и говорил МОЛОКО. ЧТО. Его не исправляли, потому что для него написанное слово было опорой для говорения. Ага, именно. Человек говорил на основе того, что видел написанное слово в своей голове. А в 2022 году начал делать следующее. Если не знал, как сказать слово, просил произнести его по звукам. И этот момент давал ему возможность точно сказать слово.

Примет. Я говорю РЕВОЛЮЦИЯ. Гриша просит сказать по звукам. Я говорю. Р-Е-В-О-Л-Ю-Ц-И-Я.

И Гриша чисто всё повторяет, "читая" это слово в своей голове.

---

И вот такое нечто и русский язык... Проверка чего-то чего Гриша и не слышит и не понимает. Он реально не понимал, ЗАЧЕМ проверять написание слова, если я знаю, как оно пишется. Я знаю, что ДУБ - пишется ДУБ. Что мы проверяем????

---

Ну... я продолжала изображать изучение русского языка. Именно изображать. Мы шли по учебнику, а я думала... что бы такое выдумать.

Что-то выдумывала.

Но в итоге сдалась в этом году.

Это отсылка к тем, кто считает, что вот, автор, у Вас так хорошо всё стало, от этого Вы и заболели. Привыкли жить в с тяжёлым парнем, а как стало легче, так Вы и всё.
Да, именно. Стало легче.

Короче, мне стало так легче, что я пришла к выводу, что всё, бороться за русский язык больше нет никакого смысла... Годы, стопки исписанных тетрадок. А мы в исходной точке.

И я даже кому-то в комментариях тут поведала печаль о том, что, кажется, с Гришей бессмысленно изучать русский язык. Это какая-то имитация...

Да-да.

Это к вопросу, как не сдаваться.
Не знаю. Я постоянно сдаюсь.

---

Но тут, как обычно с нами и бывает, грянуло))))

На днях.

Гриша ходит и говорит БОГ. БОГ. БОГ. (это его какие-то мультяшные заморочки). Я ему говорю, не знаю, зачем: - Говорят БОХ.

Гриша: - БОХ?

Я: - Да. Пишут БОГ, но говорят БОХ.

Честно, я не знаю, зачем, почему вдруг я решила это сказать. Раньше тоже говорила. Меня вот раздражает, когда говорят, как пишется, слова ЧТО и ЧЕГО. Это я исправляю.

Но мои исправления - как полевать пустыню.

Но вдруг. Вчера. В один день случилось нечто.

Вот эти два видео случились в один день. Вчера.

Последовательно.

1. Гриша начал спрашивать, а что такое пример?
Да, люди добрые, вы можете представить человека, который не понимает, что значит слово ПРИМЕР????????

Я могу. Гриша.

Как можно учить человека, который не понимает выражение "приведи пример"? Я знаю ответ - никак.

И да, ему объясняли, рассказывали, показывали неоднократно. Но...

И вдруг Гриша вне уроков говорит "Что такое пример?"

Я помчалась объяснять, это же круто, да.

Вот это видео.

Но на этом было бы и всё.
Если бы в тот же день, Гриша не начал меня
ДА!!! доставать вопросом на тему "а как это слышу одно, а пишу другое?".

Ооооо....

И тут важно. Делал он это в быту. Например, лёжа на диване...

То есть... я даже не знаю, я не могу поверить в то, что произошло.

Я лично всё, реально решила, что русский язык Грише не светит от слова совсем. Вообще. И все те фантазёры, что заливали мне в уши "у Гриши предрасположенность к языкам, вот увидите", не могли мне объяснить, в каком месте она может быть у человека, который вообще не понимает, зачем проверять написание букв в словах. И это я не говорю о том, КАК он говорит.

Отступление. Основной аргумент говорящих о предрасположенности вот такого "говоруна" к языкам сводился к тому, что Гриша научился говорить с помощью интеллекта.

ЧЕГО?

По сей день не знаю чего.

Но... вчера, 21 января 2023 года я увидела, как до человека дошло, что пишут одно, а говорят другое... 13 лет человеку. Говорит четвёртый год. Диалог ведёт - второй. С людьми разговаривает - первый.

Сколько ему это не объясняли, понять не мог...

Сам вдруг открытие сделал...

Молодец.

Вот такая история.

Вывод я могу сделать только один.
Пришло время взять учебники по русскому языку и пройти их заново. С новой "прошивкой" в голове у Гриши. И, мне кажется, что это уже будет не имитация. А реально изучение языка.

П.С. Напишу ужасную вещь сейчас. Мне даже не хочется в неё верить. Но, кажется... помог Грише в понимании этой истории ресурс учи.ру... На данном этапе он заканчивает проходить второй класс.

Я повторюсь, чему-то научиться там, на мой взгляд, нельзя.

Самым сложным для Гриши, естественно, оказался русский. Если математика, окружающий мир и английский - более менее просто. То русский - почти никак. Но это почти никак вроде всё равно принесло пользу. Потому что робот там каждый день ему показывал какие-то слова с транскрипцией и каждый день говорил, вот так пишется, а вот так слышится.

Я смотрела на это с недоумением и скепсисом.

Но вот... уже финал второго класса (делаем мы там по 2 процента в день. Получается 45 дней занятий на этом ресурсе) и... до Гриши дошло то, что ему говорит робот и то, что лично я ему говорила несколько лет?

Может, я как-то не так говорила? Или как-то сильно эмоционально? Или потеряла надежду и говорить перестала?

Вот почему я начинаю думать, что компьютер лучше человека. Он не теряет надежды. Ему вообще всё равно. Он показывает упражнения и всё.

Это юмор. Без человека рядом, компьютер бы не справился с Гришей.

П.С. 2. Пошла доставать учебники и с надеждой смотреть в светлое будущее, ага.