Найти тему
Страховой советник

ОСАГО. Танцы на граблях.

Только я не понимаю, что у нас происходит с ОСАГО или это коллективное помрачение? Меня и раньше немного "удивляло" то, что им занимаются все, кому не лень, но то, что происходит сейчас похоже на какой-то шабаш. Такое ощущение, что в принципе на автогражданку тем, от кого хоть что-то зависит, глубоко плевать. Важен пиар на том, что будоражит много людей. Итак, в последнее время в рамках "заботы" об автомобилистах и "улучшения" ситуации с ОСАГО поступило несколько предложений:

1. Увеличить лимиты выплат по ОСАГО

2. Повысить штраф за отсутствие полиса ОСАГО

3. оформлять ОСАГО на водителя, а не на автомобиль

4. Отслеживать безполисных водителей с помощью видеокамер

5. Ввести временный мораторий на ОСАГО в связи с тем, что страховщики не выполняют своих обязательств

И сразу ряд вопросов. Если ОСАГО на водителя, то причем тут отслеживание через видеокамеры? Каждому обладателю такой страховки на лоб приклеют куаркод, который потом прочитает (или не прочитает) видеокамера?

Если хотят ввести мораторий на автогражданку, то причем тут повышенный штраф за ее отсутствие?

"Страховщики не выполняют своих обязательств". Хороший вопрос. Не хочу защищать страховые компании, но механизм и, соответственно, размер выплат регулируются Центробанком.

Изначально страховая компания оценивала (худо-бедно) фактический ущерб, при этом в расчет брались именно те детали, которые стояли на пострадавшем авто, а не их средняя стоимость на весь модельный ряд. Если выплата не устраивала, можно было оспорить ее через суд, сделав независимую оценку ущерба. Судов было довольно много, но, заметьте, при этом обращений за "доплатой" к виновникам ДТП практически не было. Это появилось потом, когда ОСАГО "оптимизировали" и "улучшили". Какой бы прекрасно не была та "Единая методика", она все равно не включает в себя все то огромное количество деталей и запчастей, которые существуют на рынке. В итоге страховая выплата, и без того не особенно вызывающая восторг у большинства автовладельцев, превратилась в лотерею.

У моего клиента фара на его фольксваген стоит чуть больше 250 000 рублей, а в "методике" на весь модельный ряд только один вариант стоимостью 150 000 рублей. Получается тому, у кого машина попроще и фары подешевле, может очень неплохо повезти. А вот "нам" в итоге насчитали почти в два раза меньше, чем положено. И при этом, заметьте, в законе остается формулировка о том, что пострадавшему возмещают реальный ущерб. И о каких реалиях тут говорить?

После того. как ввели понятие "Единая методиками "Финансовый омбудсмен", обычным делом стало обращение за частичным возмещением ущерба к виновнику ДТП. Произошло это с одной стороны из-за того, что выплаты теперь страховщики считают по "кривому" калькулятору, а с другой других расчетов не примет даже суд.

На этом останавливаться не стали и решили заменить денежную выплату направлением на ремонт. Идея неплохая, но только у нас опять не сложилось два и два:

  • по закону страховая компания возмещает владельцу пострадавшего автомобиля фактический ущерб, т.е. с учетом износа
  • и так же по закону при ремонте автосервис обязан использовать новые зачасти

Но страховая-то считает с учетом износа, а это явно другие суммы. За чей счет банкет? в смысле оплата той самой разницы между старыми и новыми деталями. Про это не подумал никто, а страховщики и автовладельцы, столкнувшись лоб в лоб решают эту проблему. При этом, тот, кто все так "замечательно" придумал, остался в стороне и продолжает генерировать свои идеи дальше.

Предложили увеличить лимиты выплат по ущербу здоровью и т.д. В то же время страховщиков продолжают обвинять в том, что они поднимают цены на автогражданку. Но, минуточку, растут цены на запчасти, растут лимиты выплат по полису, его стоимость не может при этом снижаться. Если наши сетевым магазинам спустить приказ продавать, например, за 30 рублей не кило картошки, а два, а потом 4, причем вне зависимости от того почем они ее закупают, то картошка, рано или поздно, попросту исчезнет с прилавков.

Ну и вернемся к видеокамерам. Гениально, т.е. из-за любой ошибки системы с водителя будет списываться штраф, а потом он будет доказывать, что это ошибка. Как работают эти электронные базы мы насмотрелись еще тогда, когда проверяли по ним наличие техосмотра. Рядом стоит человек с новенькой диагностической картой, выданной вместе с кассовым чеком на официальном СТО, а сайт показывает, что техосмотра у него нет. Типа "сбой системы". А видеокамере это как объяснишь?

Я уж не говорю о том, что если полис оформлен на водителя, то каким образом та видеокамера это поймет? По куаркоду на лбу или по чебурашке с личном номером на капоте?

Мне все больше кажется, что про ОСАГО очень часто вспоминают тогда, когда хотят привлечь к себе внимание "электората". Не проще бы было не заморачиваться на те "методики" и т.д. Пусть расчет делают по фактическим потерям, а не считают нам среднюю температуру по больнице. Тогда и выплата деньгами будет не так плоха, как кажется. Да и взыскивать недоплату можно будет со страховой компании, а не с виновника ДТП.

А полис на человека идея хорошая. Я давно говорю о том, что такой вариант должен быть предусмотрен. Только вот куаркод на лоб клеить очень не хочется. Может лучше привести в порядок ценообразование, выплаты и т.д., тогда, глядишь, не понадобится и нарушителей отлавливать. если люди поймут, что эта страховка действительно работает.

Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, любая ситуация рано или поздно повторяется, возможно ответ на ваш вопрос будет полезен не только вам.

-2