В 20-х годах прошлого века длинные волосы были отчетливым антитрендом. «Длинные волосы символизируют эру тотальной женской беспомощности. Короткая стрижка — символ эры свободы, искренности и прогресса», — в 1927 году известная оперная певица Мэри Гарден опубликовала в Pictorial Review манифест «Зачем я постриглась».
Кинозвезда Мэри Пикфорд ответила ей статьей «Почему я не стригусь», но через два года сделала короткую прическу, чтобы сняться в своем первом звуковом фильме «Кокетка».
Кажется, что в 1900-х годах женщины вдоволь наигрались с длинными волосами: в моде были гладкие прически cottage loaf («деревенский каравай) с прямым пробором и тяжелым узлом на шее или с двумя косами, уложенными на уши (это называлось «вшивый гараж»). Прически украшали черепаховыми гребнями, шелковыми или бархатными лентами, полудрагоценными камнями и цветами.
Но потом в разных уголках мира произошло несколько несвязанных событий разного масштаба, которые сплелись в один исторический узел. В 1903 году в Германии химик Шварцкопф выпустил первый шампунь, а в 1905 году стилист Карл Нессер изобрел химзавивку (раствор соды, шесть часов в бигуди, подключенных к электричеству).
Немного позже во Франции светский мошенник приказал своей жене Колетт обрезать тяжелые полутораметровые косы. Колетт, тогда еще не феминистка, не номинантка на Нобелевскую премию и не известнейшая писательница, которую Симона де Бовуар назовет «богиней-матерью», а несчастная женщина в тяжелой любовной зависимости, приказ исполнила.
В 1909 году 37-летней Эве Лавальер предложили роль подростка. Париж и так уже лежит у ее ног, но роль подростка — еще одна возможность всех поразить, осталось как-то сбросить 20 лет.
Известный парикмахер и владелец самого модного во Франции салона Антуан вдохновился образом Жанны д’Арк и сделал Эве стрижку в форме шлема с короткой челкой впереди. Это успех: с новой стрижкой актриса похожа на девочку, все захотели так же. Антуан вписал свое имя в историю моды золотыми буквами: он изобретатель прически боб, или а-ля garçonne («девчонка-сорванец», «пацанка»).
В 1914 году в Европе началась Первая мировая война, и девушки, которые уходили на фронт сестрами милосердия, стригли косы — не до них.
В 1915 году Ирен Касл, популярная американская актриса и известная модница, слегла в больницу с аппендицитом и легкомысленно обрезала волосы. Когда она снова вышла в свет, все решили, что короткие кудряшки — это мило, у Castle bob появились подражательницы.
Флэпперы: боб и отношения без обязательств
После войны время понеслось вскачь: мир сходил с ума от джазовых вечеринок, Коко Шанель представила свое маленькое черное платье — прямое, выше щиколотки.
У девушек, которые ждали женихов с фронта, подросли младшие сестры, и они не хотели викторианской скромности, набожности и трудолюбия: только гедонизм, только творческая и профессиональная реализация.
Они придумали термин «встречаться», ходить на свидания не для замужества, а просто так.
В Америке их называли флэпперы, в Германии — neue Frauen, во Франции garçonnes. Они носили прямые платья с заниженной талией, густо обводили глаза, темной помадой рисовали cupid’s bow, «лук купидона»: нижняя губа — натянутая струна, верхняя — волнообразная рукоятка.
В моду вернулась шляпка клош, «колокол», которую Каролин Ребу придумала еще в 1908 году: с коротко остриженными волосами это выглядело фантастически. Клош можно было носить только со стрижкой, смотреть приходилось исподлобья, а голову немного запрокидывать; так появилась эта модная осанка, уместная только у очень стройных женщин. Флэпперы сидели на диетах и ходили танцевать в платьях, открывающих спину до последнего позвонка.
Разновидности прически боб
Пока мир веселился, ничего не зная о предстоящей Великой депрессии и новой войне, шустрый Антуан экспериментировал с прической боб сначала во Франции, потом в Америке. Эта стрижка сделала его первым парикмахером, который прославился на весь мир. Коллеги Анутана не могли так тонко чувствовать время.
Одни дамские мастера оскорблялись и отказывались делать боб, другие не отказывались, но не умели и просто обрезали длинные волосы обычными ножницами. Но всем им пришлось смириться с новой модой, овладеть технологиями стрижки и работой с новыми инструментами.
Прическа боб изменила не только моду, но и экономику. В 1925 году в The Washington Post вышло исследование: оказывается, в 1920 году в США было около 5 тыс. парикмахерских салонов, а уже в 1924-м — более 21 тыс.: это пучки из длинных волос можно вертеть самой, а за стрижками надо ухаживать. Тем более что постоянно появлялись новые разновидности этой прически.
Классический вариант называли orchid bob («орхидея»): волосы гладко укладывали бриллиантином, выделяя два завитка по бокам. Charleston cut («чарльстон») — такая же прическа, но более мягкая, с волнами. Потом Антуан придумал более радикальный shingle («шингл»), покороче, до мочек ушей, с открытой линией выбритого затылка, волосы завиты в аккуратные локоны.
Самым экстремальным бобом был Eton crop, («Итон»), подчеркнуто андрогинный, любимая стрижка интеллектуалок, — его носили с высокими воротничками и смокингами. Киноактриса Луиза Брукс получила прозвище «девушка в черном шлеме» за густо лакированную стрижку dutch boy («голландский юноша»).
В одних разновидностях боба густая челка без пробора укладывалась вперед (coconut bob), в других волосы выглядели разлетевшимися на сильном ветре (windswept bob). Появилась мода на kiss curl («поцелуй», «завлекалочка») — завиток, опускавшийся на лоб, и на «пальчиковые волны» fingerwaves — s-образные волны делали бриллиантином, мокрыми пальцами и заколками.
Джозефина Бейкер неимоверно круто выглядела с итонским бобом и kiss curl на лбу. В СССР прическу боб, клош и прямое платье с асимметричным подолом первой начала носить Лиля Юрьевна Брик — она всегда пристально следила за модой.
Некоторое время эти стрижки оставались привилегией аристократии: у мелких буржуа короткие волосы считались признаком аморальности. Но моде нет дела до предрассудков. Скоро стричь волосы в шлем стали и особы королевской крови, и Элеонора Рузвельт, и женщины из самых глухих уголков и самых патриархальных семей.
Стрижка боб и темные волосы были на острие моды до биржевого краха 1929 года. В 1930-е гедонизм и молодая энергия сменятся утонченностью и предчувствием краха: женщины начнут отращивать волосы до плеч, укладывать холодными крупными волнами и вслед за Марлен Дитрих осветлять на несколько тонов. Начнется новая история, но боб уже никогда не уйдет с мировой сцены, он останется, пока останутся женщины, которые ценят независимость.
Фото обложки: Мэри Пикфорд, 1920. Keystone-France\Gamma-Rapho\Getty Images.