Григорий Александров наверное навсегда войдет в историю отечественного кинематографа как создатель довольно необычных и в тоже время удивительно красивых комедийно-музыкальных фильмов. Не знаю, что наложило больший отпечаток на его творчество, встреча ли с Иваном Перьевым, они в 1919 году вместе организовали художественную самодеятельность екатеринбургском клубе ЧК, а потом учились в Москве. Или то, что работая актером в театре Пролеткульта, Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. А может быть он научился понимать кинематограф находясь в творческой командировке в Европе и США с 1929 по 1932 годы. Но то, что элементы кордебалета, красочных шоу, мюзиклов, так популярных в Голливуде, он старался использовать почти во всех своих последующих работах, остается фактом. Их творческий союз с Любовью Орловой, она стала супругой Александрова в 1933, начался со съемок "Веселых ребят". А закончился на последней картине вышедшей в прокат в СССР в 1960 - "Русский сувенир".
Фильм провалился в прокате, его не пинал только ленивый. Все планы Григория Александрова и Любови Орловой, и попытка вернуть себе былую популярность пошли прахом. Впрочем, это и не удивительно. Изменились времена, изменились люди и их восприятие и тот жирный слой идеологии, намазанный толстым слоем на сюжет картины уже смотрелся анахронизмом.
Сюжет прост. Самолет летевший из Владивостока в Москву неожиданно терпит бедствие и садится у озера Байкал. Пассажиры, это в основном иностранцы из разных стран мира, настроены довольно скептически в отношении СССР. Тут сразу возникает вопрос, а куда делись пилоты и стюардесса? Если они погибли при крушении, то почему их не похоронили. А если остались живы, то тогда почему единственным советским человеком в этой команде становится Варвара Комарова(Любовь Орлова)? Да и все прекрасно знали, что в салоне должен был обязательно находиться как минимум один сотрудник КГБ, но тут его нет.
В фильме полно штампов. К примеру графиня Барбара Монтези(Элина Быстрицкая) замечает: "почему в Сибири так мрачно и темно". На что Варвара отвечает: "а вы снимите очки". А когда товарищи по несчастью оказываются в каком-то довольно мрачном здании, больше напоминающему казематы, впрочем это и была тюрьма, то встречающие их советские люди, все сплошь счастливые и ярко одетые, заявляют, что они собирают алмазы. На что надменный иностранец-капиталист рассуждает о том, что их добывают в Южной Африке. И тут ему просто так, из кармана достают огромный самородок. Интересно, молодой человек выходит украл его из шахты? Но это невозможно, ведь выносить добытые драгоценности нельзя. За это могут и посадить. В общем иностранцы в шоке. Но молодые строители коммунизма с усмешкой говорят - вы не знаете решения XXI съезда КПСС.
В общем все в таком ключе. Но нас же еще интересуют автомобили. А вот и первые машины. Из ворот выезжает колонна трехосных самосвалов ЯАЗ-210Е. Это довольно забавно. Ведь двигатели и трансмиссии для Ярославских большегрузов были ничем иным как "метризированными" копиями американских моторов GMC 6-71 и коробки Spicer. Правда в 210, в отличие от ЯАЗ-200 присутствовала раздаточная коробка.
Впрочем когда товарищ Комарова пытается уговорить какого-то начальника, им окажется целый министр, отправить всех пассажиров на машине до ближайшего аэропорта, то тот ей отвечает, что дорог то нет.
Наши путешественники продолжают движение на плотах. И тут еще один штамп. Рыбу в реке оказывается можно ловить просто руками. Ее там чудовищно много.
Ну и конечно медведи, просто так сидящие на плотах со сплавщиками леса. Оказывается это цыгане, правда как замечает Варввара они не качуют, а работают ......на лесоповале.
При этом американский миллионер Эдлай Скотт(Андрей Попов) обыгрывает у цыган в карты, и они расплачиваются облигацией золотого займа, и Варвара говорит, что он еще может выиграть. Что это очень ценная бумага.
Когда все пребывают к охотникам, то мы видим просто горы шкур животных. Это видимо должно было показать зрителю насколько мы богатая страна.
Не совсем понятно почему иностранцев решают провести по Сибири, ведь их вещи, как горят охотники, были отправлены самолетом. Но, что есть то есть. Капиталисты настаивают на том, что бы их одели в ватники. И миллионер замечает, пока мы завязываем галстуки, русские работают.
Учитывая тот факт, что в ватниках в основном ходили заключенные, заявление о работе, видимо из под палки несколько настораживают. Впрочем и сами ватники и куртки и штаны у иностранцев явно из шелка, да и выкрашены в яркие цвета..
Варвара советует миллионеру почитать на ночь "Капитал" Кара Маркса, сопровождая это тирадой - что в книге научно доказана гибель капиталистических стран. А вот время ночного катания на лодке Комарова заявляет Скотту, что капитализм еще имеет силу, но уже не имеет смысла.
Ну а дальше, когда они начинают мечтать, что можно построить на берегу Байкала, то Скотт собирается построить курорт, с казино, варьете и домами. А Комарова дом культуры и санаторий.
А когда секретарь Скотта, Гомер Джонс(Павел Кадочников) спрашивает, правда ли, что советским женщинам запрещено выходить замуж за американцев, то Варвара отвечает - разве у любви могут быть запреты.
Кстати везут иностранцев на ГАЗ-69А.
Оказывается иностранцам решили показать нечто необычное. Их привозят на берег реки и тут раздается оглушительный грохот, летит куча пыли.....
....и в небо устремляется ракета. Георгий Александров просто фантаст, во всех смыслах этого слова. Причем когда гости спрашивают полетели ли на ракете люди, академик отвечает, я еще не читал газет. Интересно, а откуда он тогда узнал о запуске?
Но при этом гостей приводят в зоопарк и показывая слона, говорят, он тоже полетит в космос.
Иностранцев опять куда-то везут. На этот раз в качестве транспортного средства избран М-12 "ЗИМ". Когда Скотт замечает: ракеты запускаете, а дороги плохие, наш человек Варвара отвечает, что это объезд и скоро тут будут хорошие дороги.
Но тут обрыв. Что делать? Надменные иностранные гости спрашивают ваши автомобили, что могут летать? Варвара не моргнув глазом говорит - конечно.
Мы видим гигантский ковш шагающего экскаватора ЭШ 14.65. 14 кубов это размеры ковша, а 65 длина стрелы. Именно в него загрузят летающие автомобили ЗИМ.
И именно этот экскаватор перенесет автомобили с одного края карьера на другой.
И вот все попадают в город. У дома культуры которого мы можем увидеть фаэтон ЗИС-110Б. Далее стоят два микроавтобуса РАФ-977, первых годов выпуска, и автобус ЗИЛ-155.
Гостей сильно удивит девочка говорящая на английском, оказывается она учит его в школе. Но больше всего им придется "по вкусу" имя ребенка - Диамара или Диалектический материализм.
Выступление на площади. У рояля, якобы французский композитор, Клод Жерар, его кстати играет Валентин Гафт.
Потом девочка Диамара ведет иностранцев к себе домой и нам показывают огромные кварталы типичных "сталинок", интересно, а что бы сказали люди ютящиеся в те годы в бараках.
Родители девочки вот так, просто привели к себе американцев, уже смешно. И сразу накормили их...... магазинными пельменями. Иностранцы, понятное дело в диком восторге от русской еды. Но больше всего мне нравится, что центральное место в интерьере новой квартиры занимает огромнейший бюст Карла Маркса, девочка то Диамара.
И тут выясняется, что у Варвары заканчивается отпуск. И она вынуждена уехать. Ее пытается остановить Гомер, но девушка садится в салон ЗИЛ-158. Шаг довольно не ясный, ведь потом выяснится, что она живет в Москве.
А миллионер Скотт и теолог Джон Пиблс(Эраст Гарин) все еще в гостях у девочки. Они спорят с ее отцом о преимуществах социализма. И тут, неожиданно, вот просто так, телефон же был в каждой советской семье, шучу конечно, раздается звонок из Нью-Йорка. И Скотт рассказывает о своих приключениях.
А потом иностранцев сажают в автобус Интурист и проводят экскурсию по городу. Кстати едут они на красном автобусе ÖAF 5DN 120. В отличие от седельных тягачей которые посоставлялись Австро-Фиат по условиям репарации, и их можно неоднократно встретить в отечественных фильмах, эти машины были закуплены СССР к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года.
Гостей отвезут вроде как к Братской ГЭС. И снова ложь. Первый гидроагрегат на ней был запущен в 1961 году, а фильм снимали в 1959, и это значит, что они просто не могли ничего увидеть. Больше того, учитывая закрытость объекта, иностранных гостей, да еще и из капиталистических стран, туда бы на пушечный выстрел не подпустили. Там есть забавный момент, графиня спрашивает, почему в Сибири все памятники в пальто. На что теолог отвечает - видимо климат такой.
Ну а Варвара, ее бабушка любит слушать передачи телеграфа, узнает, что билет трехпроцентного займа доставшийся господину Скотту выиграл 10000 рублей.
Комарова тут же звонит начальнику и ее доставляют вертолетом на пароход, на котором продолжили свое путешествие гости. Подумаешь, целый вертолет, нам ничего не жалко.
Причем выигрыш Скотту вручают прямо на борту теплохода. Наш девиз - пассажирам сервиЗ. Не совсем понятно как Варвара не вышла на работу. Ведь отпуск у нее закончился. И она остается с иностранцами.
Миллионер признается Варваре в том, что за ним постоянно шпионят. И он не может понять кто это. Но все раскрывается. Графиня оказывается мнимой, а ее врач, доктор Адамс(Александр Барушной) мозг всей операции. Когда графиня меняется с Комаровой плащами все раскрывается. Ну а сцена любви просто "замечательная" все лицо Жерара покрыто отпечатками губной помады.
А Гомер просто в восторге от социализма, еще бы ведь ему показали Потемкинскую деревню, признается, что не может написать плохую книгу об СССР.
Туристы приезжают в Новосибирск и отправляются на самолете в Москву. Это конечно же Ту-104. Варвара же встречает своего брата, летчика, и тот предлагает ей лететь вместе. Мы не понимаем на чем, но уже проведшие не один час в самолете иностранцы неожиданно замечают целую эскадрилью гражданских самолетов обгоняющих их в полете. Еще одна сказка.
А коварный плат доктора Адамса удается. Он усыпляет, с помощью графини, и миллионера и теолога. И хочет порыться в карманах Скотта.
Ну пролет самолета над ВДНХ, МГУ, Лужниками и даже Красной площадью вообще феерия. И все это под песню "Веред к коммунизму"
Скотту сообщают ему, что доктор Адамс шпион и послан конкурентами для того, что бы разорить его.
Гомер, при помощи кулаков, выколачивает из доктора все записанные пленки. Хотя, когда они их начинают прослушивать то можно понять, что в них ничего криминального нет. Просто разговоры людей, не более того.
Когда иностранцы выезжают из гостиницы в Кремль, на прием. То мы можем увидеть, что их везут на двух "Чайка" ГАЗ-13, причем машины бордового цвета.
А когда они якобы приезжают туда, то можно увидеть появившийся в 1958 году ЗИЛ-111. Видимо учитывая вес Александрова ему предоставили этот автомобиль для того что бы продемонстрировать величие отечественного автопрома. И мало кого волновал тот факт, что на таких машинах ездило ограниченное число людей.
А вот сами гости, видимо заехали, по пути и свою "Чайку" перекрасили. Мы видим лимузин в довольно редкой бело-голубой окраске.
Миллионер призывает иностранных журналистов хранить деньги в Сберегательной кассе и показывает серую книжку.
А Варвара показывает Гомеру и Скотту где она работает. Она инженер и отвечает за то, что бы кремлевские звезды горели.
Потом вообще начинается запредельное. Теолог решил поженить Марию, бывшую графиню и французского певица Жерара. Причем, в почему-то, в православной церкви. Видимо в Кремле они работали круглосуточно.
Ну а заявление Варвары о том, что на земле нужен мир, сделанное на фоне Георгия Победоносца, тянет уже на двойные стандарты.
В общем картину не спас ни звездный состав, ни режиссер, ни сценарий. Кто-то скажет, что Любовь Орлова явно играла не свою роль, ведь ее героине не больше 25 лет. Но, знаете в возрасте актрисы, а сколько ней было на самом деле не совсем ясно, эта информация всегда была тайной за семью печатями, сохранить такую талию и скакать как в фильме "Волга-Волга" сможет явно не всякая.