В вопросах авиастроительной отрасли в центре внимания обычно среднемагистральные самолёты. МС-21, SSJ100, Ту-214. Задача которых - связать между собой крупные города, где есть оборудованная ВПП и аэропорт. Однако наша страна настолько велика, что этот класс не в состоянии обеспечить все потребности.
Множество небольших городков, уездных центров разбросаны на бескрайних просторах Сибири, да и Европейской части страны. Некоторые из них связаны дорожным и железнодорожным сообщением. Но расстояния столь велики, что для преодоления придётся потратить несколько часов или даже больше.
Но есть и те, что вовсе оторваны от "большой Земли", не имея устойчивой "наземной связи". Пассажиропоток не насколько высок, чтобы выделять "полноценные лайнеры". Да и местные аэродромы попросту не в состоянии принимать тяжёлые самолёты, требующие соответствующей инфраструктуры.
Для таких целей в Советском Союзе были созданы винтовые самолёты Ан-24, Ан-26Б-100 и турбореактивный Як-40. Эти пенсионеры-трудяги по сей день перевозят пассажиров, преодолевая сотни и тысячи километров над непроходимой тайгой. Но их техническое, да и моральное состояние давно не поспевает за бурным развитием прогресса. Требуя срочной замены.
Для решения этих задач силами нескольких КБ и производителей входящих в ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация) и ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) реализуют сразу несколько проектов. Среди которых особое внимание стоит уделить двум.
Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха в 2023 году изготовит четыре опытных двигателя ТВ7-117СТ-02 для турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога». Два из них будут готовы уже летом, еще два мотора, которые предназначены для предварительных испытаний в составе самолета, будут собраны до конца года. Проект реализуется при поддержке Минпромторга России.
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) разрабатывает турбовинтовой региональный самолёт на 44 места (ТВРС-44) которому в прошлом году официально было присвоено имя "Ладога". Согласно плану, достройка самолёта ожидается в следующем, 2024 году. А ввод в коммерческую эксплуатацию - в 2027.
«Ладога» – турбовинтовой региональный пассажирский самолет в классе 40-50 мест, предназначенный для замены парка устаревших лайнеров государственной авиации и региональных авиакомпаний как советской (Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40) так и западной (Dash 8-200, Dash 8Q-300, ATR-42) разработки с дальностью полета при максимальной загрузке свыше 1000 километров.
ЛМС-901 "Байкал" - самый импортозамещённый.
Ещё более интересным, на мой взгляд, является другой проект, так же реализуемый УЗГА и разработанный "Байкал Инжиниринг" - ЛМС-901 "Байкал" (Лёгкий многоцелевой самолёт).
Согласно справке "Байкал Инжиниринг" более 70% потребности - самолёты с количеством мест 7-9 пассажиров. А прогнозируемое необходимое количество таких самолётов к 2030 году оценивается в 600 единиц. Данный самолёт впервые поднялся в небо ещё год назад и сейчас завершает лётные испытания. Что касается двигателей, то "Байкал" будет оснащаться новыми двигателями ВК-800 разработанными всё тем же УЗГА. Опытные образцы были поставлены на стендовые испытания ещё в сентябре прошлого года.
Важной особенностью этого самолёта является 100% оригинальная разработка и локализация всех деталей. Можно сказать, что в производстве вообще нет ничего импортного. Хотя на разных этапах такие детали были, но постепенно они замещались новыми отечественными разработками.
Этот самолёт заменит собой Ан-2. Помимо комфорта, основными преимуществами являются, конечно, надёжность и экономичность. Что, в свою очередь, снижает издержки эксплуатации.
Ожидается, что данная модель должна быть запущена в серию уже в конце текущего или начале следующего года. А АО "Уральский завод гражданской авиации" (АО "УЗГА") и Авиационный альянс "Аэрохимфлот" в начале января подписали соглашение о намерениях, предполагающее поставку в интересах авиакомпаний – участников альянса 120 самолётов ЛМС-901 "Байкал" в период с 2026 по 2030 год, сообщает пресс-служба предприятия.
Учитывая развитие внутреннего туризма. Как рыболовных экспедиций (знакомых мне на собственном опыте), экотуризма, повышенного интереса к удалённым районам, таким как: Плато Путорана, САХА, Северный Урал, НАО, Дальний Восток и других направлений - лёгкая авиация, безусловно, будет востребована в нашей стране. Не последнюю роль в этом играет и освоение новых территорий в рамках развития Северного Морского пути. Включающего в себя не только инфраструктуру на морском побережье, но и по берегам крупных рек, являющихся важной транспортной артерией.
Так, за прошедшие годы были модернизированы аэродромы в городах Игарка и Туруханск, расположенных в нижнем течении Енисея. (это то, что я видел своими глазами).
Не только внутренний рынок!
Не только внутри страны, но и за пределами малая авиация может востребована. Среди дружественных нам стран большинство обладают большими и часто труднодоступными территориями. Будь то Индия, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии, Африканские страны, Бразилия и другие страны Южной Америки. Везде малая авиация активно эксплуатируется, и коммерческие преимущества, (будь то стоимость самолёта, эксплуатационные расходы, обслуживание) в сравнении с аналогами других производителей, открывают широкие возможности для развития малой гражданской авиации и поступлению в бюджет дополнительных средств извне. Что, в свою очередь, открывает возможности и ресурсы для дальнейшего развития и модернизации отрасли. Появлению новых моделей. Но это дела, я надеюсь, уже более отдалённого будущего.
Спасибо за внимание к публикации. Жмите "палец вверх". Делитесь своими мыслями в комментариях.
И Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
Рубрика "Что нового в стране, где ничего нет?"
В ВК vk.com/dm_812