Найти тему
По улицам Ташкента

Большое сердце кузнеца Шомахмудова

Оглавление

В годы Великой Отечественной Войны Узбекистан стал не только одним из промышленных центров огромной страны, но и настоящим спасением для тысяч беженцев. А дети для узбекистанцев всегда были чем-то особенным — и это подтвердит пример семьи Шомахмудовых, ставших настоящим символом Дружбы Народов.

Памятник великой узбекской семье, в суровые годы войны усыновивших шестнадцать детей. Изображение в свободном доступе.
Памятник великой узбекской семье, в суровые годы войны усыновивших шестнадцать детей. Изображение в свободном доступе.

Дети-сироты в Узбекистане

Война — всегда тяжело. Особенно тяжело тем, кто теряет своих родных и близких, и лучше всего это понимают сироты. Оставшись в полном одиночестве, в одночасье потерявших и отца и мать, дети особенно остро воспринимают мир — поэтому к таким детям необходимо особое внимание. Но шла война, и психологов для работы с детьми практически не было — все работы по психологической адаптации проходили уже на детских домах, куда привозили эвакуированных детей. И вот, проходя мимо одного из таких детских домов, Бахри Акрамова, будущая мать-героиня, вновь зарыдала — уже много лет она, равно как и её муж, кузнец Шоахмед Шомахмудов, мечтали завести детей, но злодейка-судьба не давала этой семье такого шанса, словно заранее готовя к будущему подвигу. И в один из вечеров, когда супруги ужинали, возник разговор о сиротах, которых начали массово привозить в Ташкент. И тогда чета Шомахмудовых решили — раз Аллах не дал своих детей, почему бы не приютить чужих?

Лица на фото говорят намного больше, чем любое описание. На фотографии - эвакуированные из блокадного Ленинграда дети. Изображение в свободном доступе.
Лица на фото говорят намного больше, чем любое описание. На фотографии - эвакуированные из блокадного Ленинграда дети. Изображение в свободном доступе.

Рождение большой семьи

И вот, то Шоахмед, то Бахри стали приходить на вокзал, куда прибывали составы с эвакуированными и прямо с вагонов забирать детей на усыновление. И помимо Шомахмудовых, на вокзалах узбекских городов стали появляться семьи, также забиравшие детей на усыновление. Причём никто не делал никаких различий, какой нации ребёнок — забирали, несмотря ни на что и старались дать свою материнскую и отцовскую любовь и заботу. За годы войны Шомахмудовы стали приёмными родителями тринадцати детям из разных республик и всю свою нерастраченную родительскую любовь отдавали сиротам без всякого остатка — только за 1943 год они приняли в свою растущую интернациональную семью четверых детей. При всём этом хочу напомнить о их возрасте — Шоахмед-ака было уже за 50, немного за 40 было его супруге, Бахри-апа. Днём они оба работали, дети же ходили в школу, смотрели за своими младшими названными братьями и сёстрами, а по вечерам, собравшись в комнате, делили скромную пайку рабочих на всех поровну — никого не обделив и не выделив.

Большая семья. В центре Бахрихон Акрамова и Шоахмед Шомахмудов. Изображение в свободном доступе.
Большая семья. В центре Бахрихон Акрамова и Шоахмед Шомахмудов. Изображение в свободном доступе.

Следует сказать, что жила большая семья небогато — какое богатство у простых работяг? По словам самого кузнеца, порой перебивались и с хлеба на воду — сядут за стол, а из еды всего одна лепёшка… Но делилось всё всегда поровну, и хлеб, и вода, и фрукты, если их удавалось достать — семья росла в атмосфере дружбы, но не беззаботности. Детей с малых лет приучали к труду — иного пути в те времена не было, девиз «От каждого по способности, каждому по труду!» как нельзя точно описывает этот временной промежуток. Сказать, каких моральных и физических сил на воспитание такой оравы было затрачено, поистине невозможно. Но дети росли, со временем уже могли полноценно заниматься домашними делами, немало помогая в ведении хозяйства.

Никто в семье не был ничем обделён, но и не выделялся - фраза "всем понемногу и поровну" стала своеобразным девизом семьи. Изображение в свободном доступе.
Никто в семье не был ничем обделён, но и не выделялся - фраза "всем понемногу и поровну" стала своеобразным девизом семьи. Изображение в свободном доступе.

Зная ситуацию в семье Шомахмудовых, в махалле помогали чем могли — кто-то принесёт немного молока от собственной коровы, кто-то — ещё чем-то поможет. Один из усыновленных детей вспоминал — однажды соседи принесли небольшой тазик с яблоками, и раздав по яблоку каждому ребёнку, Бахри-апа сама осталась без угощения. Тогда каждый ребёнок протянул своё яблоко, чтобы приёмная мама хотя бы откусила кусочек — вот в такой атмосфере были воспитаны дети. А в один из дней отличились и в махаллинском комитете (орган управления в жилых массивах Узбекистана), оказав семье неоценимую помощь — каким-то образом в голодное время они исхитрились и привели во двор Шомахмудовых корову! Каких усилий это потребовало от руководства комитета — до сих пор неизвестный вопрос, но после этого в большой семье стало немного легче с продовольствием.

Однажды, ещё в годы той большой войны, в газетах вышла статья об узбекском кузнеце, давшем дом детям сиротам, невзирая на все лишения и трудности — и это нашло отклик в стране. Старший лейтенант Левицкий, прочитав статью, написал трогательное письмо и приложил солидную по тем временам сумму в пятьсот рублей — он потерял свою семью, и узнав о большой интернациональной семье, пообещал помогать Шомахмудовым в память о собственной семье. Шоахмед-ака оказался поражён письмом Левицкого, но абсолютно не понимал, зачем деньги? Ведь по своей натуре он был очень скромным и честным человеком, но и обидеть человека отказом считал неправильным. В итоге Шоахмед-ака решил взять ещё одного ребёнка — Сашу Брынина, осиротевшего, но в один день нашедшего сразу двух отцов — узбекского кузнеца Шомахмудова и русского лейтенанта Левицкого.

Всего за годы войны и после неё в большой семье усыновили шестнадцать детей — трёх русских (Володя, Хабиба и Шухрат), молдаванку Холиду (Ольга Тимонина, последняя из оставшихся в Ташкенте к 2000-ным детей), евреев Юлдаша и Эргаша, казашку Халиму, татар Рафика и Рахматуллу, чуваша Самуга, украинца Хамидуллу и узбеков Коравоя, Негмата, Муаззам, Хакиму и Улугбека. Наверное, сейчас многие читатели удивились, увидев незнакомые для перечисленных национальностей имена — но многие дети попадали в эвакуацию совсем крохами, а в процессе перевозки из-за стрессов могли и терять память. И в таких случаях, детей называли узбекскими именами. Но было и иначе — например, Ольга Тимонина прекрасно помнит свои корни, но предпочла называться Холидой Шомахмудовой. Даже спустя несколько лет после войны, когда её нашёл брат и хотел забрать домой, в родные края, она отказалась, сказав «После всего, что эти люди сделали для меня, это теперь мой дом! И я останусь здесь!»

А что было дальше?

После войны у многих из приёмных детей нашлись родственники — кто-то уехал, кто-то остался в Ташкенте и уехал спустя долгие годы, просто поддерживая связь с родственниками. Однако каждый из этих детей хранил в сердцах подвиг простых узбекских работяг, лишивших детей тягот одиночества и давших им то, чего детям недоставало больше всего — родительскую заботу и опеку. И именно благодаря таким родителям, простым рабочим Ташкентской кузнечной артели, дети-сироты выросли трудолюбивыми и честными людьми. Нет, автор не хотел бы сказать плохого, про другие семьи — я просто не могу подобрать слова, чтобы выразить свои чувства к самим Шомахмудовым и их приёмным детям.

Фёдор Кульчиковский (он же Юлдаш Шомахмудов) со своей бабушкой, которая нашла его спустя 45 лет после войны. Изображение в свободном доступе.
Фёдор Кульчиковский (он же Юлдаш Шомахмудов) со своей бабушкой, которая нашла его спустя 45 лет после войны. Изображение в свободном доступе.

Как и многие узбекистанцы тех лет, Шоахмед Шомахмудов не искал славы — несмотря на все публикации в газетах, встречи с людьми, он до последнего трудился в артели кузнецом, а когда сил на такую работу уже не оставалось, он продолжал трудиться уже на земле — его гордостью был небольшой сад, разбитый во дворе собственного дома. В нём же и закончилась его жизнь — он умер, трудясь в саду, разменяв восьмой десяток, с инструментом в руках. Ещё при его жизни большому семейству был поставлен нерукотворный памятник — узбекский писатель Рахмат Файзиев написал свой роман «Его величество Человек», прототипом главных героев стали Шоахмед Шомахмудов и Бахри Акрамова. А впоследствии по книге был снят знаменитый фильм «Ты не сирота», знакомый каждому человеку того времени.

Кадры из фильма "Ты не сирота". В центре - Обид Джалилов и Лютфи Сарымсакова, сыгравшие кинообраз четы Шомахмудовых. Изображение в свободном доступе
Кадры из фильма "Ты не сирота". В центре - Обид Джалилов и Лютфи Сарымсакова, сыгравшие кинообраз четы Шомахмудовых. Изображение в свободном доступе

Однако настоящая награда пришла позже — 23 августа 1975 года семью Шомахмудовых наградили орденами «Знак почёта», а спустя ещё некоторое время Бахри Акрамова удостоилась звания «Мать-героиня». Также в честь этой супружеской пары была названа улица в Ташкенте, а 26 мая 1982 года в присутствии Бахри Акрамовой и тех из усыновлённых детей, кто ещё остался в городе торжественно был открыт памятник «Дружба народов» - и он изображён в виде семнадцати скульптур, Шоахмед-ака и Бахри-апа, и пятнадцати детей. Мне лично неизвестно, почему детей на монументе пятнадцать, но догадываюсь, что шестнадцатого, Сашу Брынина не включили в композицию именно по причине «двуотцовости», о которой я говорил выше.

Ольга Тимонина, она же Холида Шомахмудова на церемонии открытия памятника приёмному отцу на Металлургическом комбинате в г. Бекабад. Изображение в свободном доступе.
Ольга Тимонина, она же Холида Шомахмудова на церемонии открытия памятника приёмному отцу на Металлургическом комбинате в г. Бекабад. Изображение в свободном доступе.

Впоследствии памятник, изначально открытый на одноимённой площади Дружбы Народов, перенесли на окраину, где он изредка навещался туристами и жителями окрестных жилых массивов. Но в ходе реконструкции города, памятник вернули на своё «родное» место, восстановленный руками внуков скульптора Дмитрия Рябичева (автора первоначального монумента). Сегодня семья Шомахмудовых является настоящим символом Дружбы Народов, узбекского добродушия и помощи братским народам в тяжёлые времена. Знали ли простые работяги, какую славу они снискают, просто проявив человеколюбие и реализовав нерастраченную родительскую любовь? Не думаю, что это было их целью, ведь они никогда не искали какой-то славы или помощи — все приобретённое за всё это время материальное имущество заключалось лишь в той самой корове, выданной как многодетной семье, да и трёх медалях, вручённых за сохранение и воспитание шестнадцати жизней… Да и не было в то время таких людей, что гонялись за славой, прибылью или чем-то ещё — они просто делали, что могли.