Камни сложной формы нечасто бывают в работе у ювелиров. Да и не все мастера решаются за них взяться. А зря! Камнерезы зачастую специально оставляют камню природный "дикий" край при обработке. И украшения с такой природной диковинкой неизменно получаются абсолютно уникальными - ведь и камни в них тоже неповторимы. Остается главный вопрос - как сделать для такого сокровища оправу
Агаты с "диким" краем мне нравятся намного больше, чем в виде кабошонов. Иногда они сами подсказывают мне, какое оформление вокруг них создать. Правда, одно дело - увидеть то, как будет выглядеть украшение. И совсем другое - нарисовать увиденное на бумаге.
Эскиз к кулону с маленьким светло-серым агатом я переделывала три раза, пока меня наконец устроил размер
В качестве основы для оправы выбрала бук (хотя есть большое желание сделать подобный кулон в серебре с горячей эмалью)). С этим деревом работать сложно и долго. Зато и позволить я могу себе многое, что не смогла бы в случае, если бы дерево было не таким твердым - например, выточить тонкие, изящные стебли. И не боятся, что они треснут или сломаются.
Всегда начинаю работу над оправой не с выпиливания ее из цельного куска дерева (или пластины), а со сквозных отверстий - они делают украшение более легким. И с подготовки площадки под камень
Здесь тоже есть нюансы. Первым делом убираю дерево там, где будет лежать камень. С одной стороны - камень останется виден и с обратной стороны кулона. С другой - обтачивать теперь нужно гораздо меньше. Это и быстрее, и легче.
Для подготовки места под камень в оправе я использую вот такой бор
Им можно очень ровно выбрать дерево, если держать его вертикально
А чтобы задать нужную глубину, я просто меняю его положение. Все зависит от толщины самого камня - иногда приходится оставлять максимально тонкую площадку под него. Иначе края камня будут "выглядывать" над оправой
Только закончив эту работу, вытачиваю оправу полностью. И стараюсь сделать это так, чтобы осталось пара миллиметров в запасе вокруг контура.
Этот запас позволяет мне спокойно обтачивать оправу, не боясь сточить лишнего
У каждого мастера есть свои любимые боры. У меня тоже есть такие. Причем для каждого этапа работы есть определенный бор, которым мне удобнее всего пользоваться.
Например, чтобы обточить все неровности, и придать дереву гладкость, я выбираю бор с головкой в виде шара. А для труднодоступных мест - более узкий бор овальной формы
Один из самых частых вопросов, касающихся оправы, звучит так - "А она не сломается? Кажется такой тонкой...."
На самом деле толщина у оправы приличная. Ее с силой переломить проблема, не то, что случайно сломать. Просто есть один секрет в ее обработке. Когда я обтачиваю дерево, то зрительно нивелирую эту толщину, сводя края "на нет". В результате оправа остается прочной, а выглядит тонкой и легкой
Веточки, листики, стебельки и прочую мелочь я всегда обрабатываю одним единственным бором - именно он позволяет придать оправе законченный вид.
Но повторюсь - каждый мастер подбирает инструмент под себя
Окрашиваю готовую оправу я по-разному. Иногда использую морилку, иногда - краску.
В этот раз покрасила акрилом. Для участка под камень выбрала не темно-коричневый цвет, как у всей оправы, а серый, в цвет камня. Так оправа не будет видна, когда полупрозрачный агат окажется закрепленным в ней
Разумеется, самое интересное - увидеть, как будет смотреться украшение после сборки
И вот именно тогда, когда предстояла самая интересная часть работы, я едва не загубила все украшение.
Но об этом я расскажу немного позже...
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Приглашаю всех в мой магазин "Лепесток клевера" на Ярмарке Мастеров!