Найти тему

Нефтянник-первопроходец 🗺️ БТ361А-01 «Тюмень»

Я почти прошёл мимо этой груды железа. Мало ли по стране разбросано Кировцев. Но гусеничный ход и площадка на мордахе, как у маневрового локомотива, заставили меня остановиться. И оказалось не зря.

БТ361А-01 «Тюмень»
БТ361А-01 «Тюмень»

Этот гигант припаркованный у забора в Воркуте ни кто иной, как Тюмень. Но как пел Егор Летов и группа Коммунизм, этот рассказ:

не про ту Тюмень 
Где домов стооконных тень 
А про ту Тюмень, где олень 
На рогах поднимает день 
И горит на снегах живых 
Круговой огонь буровых

Сочленённый болотоход БТ361А-01 «Тюмень» — дитя 80-х. Он был рождён в их самом начале и закончил своё конвейерное существование с их окончанием. За всё время было изготовлено лишь несколько сотен этих работяг.

Стимулом для создания Тюмени послужило активное освоение новых нефтяных месторождений. Существующие серийные машины не могли в полной мере отвечать требованиям, которые им предъявляли удалённые месторождения, и в 1978 году министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности CCCP выступило с инициативой о создании перспективного болотохода с повышенными характеристиками проходимости и увеличенной грузоподъемностью, а уже в 1979 году БТ361А-01 успешно прошёл дорожные испытания.

Тюмень, впервые в СССР, была построена по сочленённой схеме. Две независимые гусеничные тележки соединялись узлом, включающим в себя карданный вал и силовые гидроцилиндры. Они обеспечивали передачу мощности к задним ведущим колёсам и позволяли «рулить» машиной. Каждая тележка опиралась на восемь катков с пневматическими покрышками, служившими амортизаторами. В передней части размещались ведущие колёса, в задней — направляющие. Поверх колёс надевались резинометаллические гусеницы шириной 1,2 метра.

БТ361А-01 «Тюмень»
БТ361А-01 «Тюмень»

В передней части первой тележки размещался дизельный двигатель ЯМЗ-240БМ мощностью 300 л.с., 16-скоростная коробка передач и кабина. Всё было взято от Кировца К-700, который к 1985 году разошёлся уже 300-тысячным тиражом. Поскольку чуть дальше середины тележки находилась опора крепления кузова, кабина с моторным отсеком были смещены вперёд так, что последний заметно выступал за пределы ходовой.

Вторая опора кузова находилась по середине задней тележки. Кузов представлял собой прямоугольную площадку 8×3,5 м. Она выдерживала груз массой 36 тонн. В передней части платформы располагалась лебёдка с 70-метровым тросом, который призван был помогать при погрузке. Общая же длина «Тюмени» составляла 15,56 м, ширина – 3,74 м, высота – 3,76 м. Дорожный просвет был равен 600 мм. Снаряжённая масса 46 тонн, а допустимая полная — составляла 82 тонны.

БТ361А-01 «Тюмень»
БТ361А-01 «Тюмень»

Практически на любом типе дорожного и внедорожного покрытия Тюмень могла разогнаться до 15 км/ч. Плавать она не умела, но брод до 1,5 метров был для неё не проблемой.

Сегодняшняя героина была здесь припаркована ещё летом 2013 года и похоже без надежды на возрождение. Что с ней сейчас, увы, мне неизвестно. Сходите по ссылке на гуглокарты и оцените мощь этой прекрасной машины.

Спасибо за внимание и подписывайтесь на наш канал