Голос берет начало в грудной клетке, при прохождении воздуха из легких через гортань. Две складки мышечной ткани - голосовые связки - вибрируют, когда воздух проходит через них, издавая странный звук, напоминающий жужжание. Именно этот звук, следуя через губы, челюсть, язык и мягкие ткани в горле, становится голосом.
Когда мы слышим звуки извне, в том числе и голоса других людей, они воспринимаются лишь по воздуху. Звуковые колебания достигают наружного уха (это видимая часть органа) и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Косточки среднего уха передают вибрации в ушную улитку во внутреннем ухе. Там они преобразуются в электрические импульсы и посылаются в мозг.
При восприятии собственного голоса колебания доходят до уха одновременно из двух источников: по воздуху и через кости черепа. Когда человек говорит, вибрируют не только голосовые связки, но и весь череп. Эти вибрации тоже воспринимаются как звук. Но звуку проходить через кость сложнее, чем через воздух. Возникающее сопротивление уменьшает частоту сигнала, снижая заодно и высоту звука, слышимую средним ухом. Разность тонов звуковых колебаний, передающихся по воздуху, и внутренних вибраций преобразуется мозгом в единый сигнал. Его человек и воспринимает как свой голос.
Поэтому в записи голос, очищенный от дополнительных колебаний, кажется более высоким и незнакомым.
Внутри нашего уха расположен кортиев орган, выстланный волосковыми клетками: они усиливают тихие звуки и преобразуют звуковые колебания в жидкости внутри слуховой улитки в электрические сигналы. Из-за того, что звуки окружают нас везде и всегда, волосковые клетки работают беспрерывно. Со временем мы перестаём обращать внимание на те звуки, которые нас постоянно окружают. В том числе и на собственный голос.
Сотрудница Массачусетского технологического института Ребекка Кляйнбергер объяснила, что из-за этого слуховые клетки постоянно активизируются, поэтому больше «устают» и их собственный порог снижается. Мы привыкаем к звуку собственного голоса, когда слышим свою речь вживую, но речь в записи кажется нам чужой.
Психологи из Университета Эссекса объясняют нелюбовь к своему голосу тем, что мы привыкли думать, что звучим иначе, а потом просто не оправдываем своих ожиданий. Наш голос играет огромную роль в формировании нашей идентичности. Людям не нравится осознавать, что они на самом деле не те, кем себя представляют. Это несоответствие между реальным и желаемым особенно проблематичным для людей с гендерной дисфорией: когда они слышат свой голос в записи, понимают, что их голос звучит как голос представителя или представительницы другого гендера (к которому они себя не относят).
В исследовании 2010 года 93 процента людей безошибочно определили свой голос. Правда, респонденты заранее знали, что в подборке точно есть и их голос. В 2013 году участникам другого эксперимента предложили оценить благозвучность записанных голосов, но не предупредили, что там есть и их собственные голоса. В итоге участники давали значительно более высокие оценки своему голосу, когда не признавали его своим. Физиологических объяснений этой разнице нет.
Вам нравится свой голос?