Наступили выходные, а, значит — время очередного кинообзора от Библио-лаборатории. На этот раз я приглашаю вас отправиться вместе со мной в экзотическое путешествие — страну слонов, магарадж, богов и асуров. В далекую удивительную Индию.
Думаю, у большинства из нас при упоминании индийского кино моментально всплывает в памяти термин «Болливуд» (я не исключение). Однако Мумбаи — не единственный город в Индии, и хинди — не единственный язык, на котором говорят в этой невероятной стране (если кто не в курсе, то в Индии 21 (1) официальный язык). Есть и другие мощные кинокомпании, и они снимают фильмы не меньше и не хуже «Болливуда». К примеру, «Толливуд», базирующийся в Хайдарабаде и снимающий фильмы преимущественно на языке телугу и тамильском, по количеству снятых картин регулярно обгоняет своего мумбайского конкурента.
Думаю, вы уже поняли, к чему я подвожу. Фильм «Бахубали: начало», которому посвящена эта статья, был снят именно в Хайдарабаде. Честно скажу, что я не в курсе, насколько он отличается от кинопродукции «Болливуда», поскольку предыдущий индийский фильм смотрел, наверное, лет тридцать пять назад. Но вот что стало для меня неожиданностью: фильм однозначно понравился!
Я начинал его смотреть с некоторым предубеждением, взращенным моим еще детским восприятием индийских фильмов, которые у советских кинопрокатчиков пользовались большой благосклонностью. Естественно, я ожидал что-то показушно-нелепое в стиле «Танцора диско» с анекдотически поставленными драками, перемежающимися слащавыми песнями и танцами. Но увидел кино совсем другого уровня.
Хочется сказать, что это своего рода индийский ответ «Властелину колец», но, пожалуй, это будет слишком далеко от истины. Конечно, в фильме слишком много сказочных элементов, поэтому приходится отнести его (не будем усложнять) к фэнтезийному жанру, но в отличие саги о Кольце Всевластия, в мире «Бахубали» действуют только люди. Некоторые из них обладают невероятной силой, но это все равно люди. Ближайшим аналогом можно было бы назвать богатырей русских сказок.
В основу сюжета положен один из древнейших мифологических сюжетов о «принце-подкидыше». Можно было бы обвинить создателей фильма в заимствовании у Джорджа Лукаса (биография главного героя во многом удивительно схожа с биографией Люка Скайуокера), но не будем забывать, что сам Лукас выстраивал эту биографию, руководствуясь «Тысячеликим героем» Кэмпбелла, которую тот написал, изучая мифы разных стран, а Индия — родина многих из этих мифов. Круг замкнулся…
Да, при желании к фильму можно придраться. Богатыри, кулаком разбивающие гранитные и перепрыгивающие зияющие пропасти, на первый взгляд вызывают улыбку, но давайте отбросим предубеждения и вспомним летающих китайских мечников и Гэндальфа, атакующего в конном строю по почти вертикальной поверхности. Это же сказочный мир, в конце концов, так чем индийская версия хуже?
Должен сказать, что совсем уж нелепых эпизодов в духе того самого «танцора диско» в фильме нет. Все смотрится вполне гармонично, во всяком случае, лично я воспринимал все сказочные элементы так же спокойно, как воспринимаю их в китайских фильмах типа «Героя».
Не стану пересказывать сюжет (он и так достаточно прост), вместо этого расскажу о нескольких интересных наблюдениях, которые сделал по ходу просмотра.
Мне на удивление понравилась и музыка, и танцы в фильме (их кстати, совсем немного по сравнению с тем, чего я по старой памяти ожидал). Возможно, это связано с национальными особенностями, может быть в «Болливуде» все по-прежнему. На мой слух музыка (довольно эпичная) очень неплохо вписывалась в видеоряд.
Интересная смесь сказочных элементов и предельного натурализма в боевых сценах (которых в фильме хватает). Здесь я, конечно, не мог не вспомнить кинофраншизу по мотивам вселенной Толкиена, хотя, безусловно заметно, что у Голливуда в разы больше опыта в создании спецэффектов, да и денег тоже не занимать. Впрочем, и в «Бахубали» компьютерная графика не так уж плоха.
Кстати, о компьютерной графике. Во всех сценах, где над животными учиняется какое-либо насилие, используются их компьютерные образы, а чтобы у зрителей не возникало никаких сомнений, в уголке появляется поясняющая надпись: CGI. Вот она Индия, страна, в которой когда-то родился принцип ахимсы — нашим «зеленым» и не снилось такое )
Не знаю, связан ли следующий момент с теми же причинами, или это какие-то соображения более формального юридического характера (правила профсоюза актеров или правила по ношению холодного оружия, мало ли что), но все холодное оружие в фильме, как бы круто оно не выглядело издалека, вблизи оказывается тупым, как пластмассовый меч для дошколят (у меня когда-то был такой, почему-то зеленого цвета).
А самым-самым для меня в фильме оказался Каттаппа — потрясающий персонаж, по-шекспировски трагический, превосходно сыгранный (как по мне — лучшая актерская работа) тамильским актером Сатьярджем. Черт, да он и выглядит куда круче главного героя — настоящий суровый воин, воплощение преданности и мужества.
Кстати, я смотрел фильм на языке оригинала с субтитрами — очень интересно было слушать и даже иногда узнавать отдаленно знакомые слова.
Теперь однозначно придется смотреть продолжение - «Бахубали: Рождение легенды».