Что хотите со мной делайте, но воспринимать франшизу бабло-комикса всерьёз не могу. Да, безусловно, вокруг неё сформировалась весьма крупная фанатская база. Но сколько в той любви реального восхищения контентом, а сколько – безрыбья? Ну, когда и альтернативных тайтлов не очень много, и в информационном пространстве всё было буквально завалено рекламой сего сомнительного произведения.
Любить фильм, «потому что он РуСсКиЙ» – нелепость. Живу я в другой стране и почти на век позже, чтобы по национальному признаку выделять какой-то контент в качественный, а какой-то признавать негодным. В конце концов, решающую роль стоит отводить таланту.
Комиксовая история
Начать предлагаю с положительных сторон, поскольку их немало.
Во-первых, перед нами оригинальная история. Речь идёт как о франшизе про Игоря Грома, так и о конкретном произведении. В конце концов, довольно интересно наблюдать, как сценарист и режиссёр создают по-настоящему уникальное произведение, а не пытаются подворовывать идеи из популярных тайтлов, чтобы затем испоганить «авторским видением».
Во-вторых, это полноценный кинокомикс. Причём сразу в нескольких смыслах:
- перед нами киногероика, к которой уже 20 лет приучает зрителей Marvel;
- это экранизация полноценного комикса (или адаптация, в зависимости от вашей точки зрения);
- на экране буквально показывают анимированные комиксовые вставки;
- антураж даже в сценах с живой съёмкой... коми(кси)чен.
Кроме того, не стоит забывать, что параллельно с фильмом вышли комикс и аудиокнига. Причём каждая из них рассказывает сюжет несколько иначе. Правда, точнее сказать не могу, поскольку знакомиться ещё и с ними лично не было ни малейшего желания, а рассуждения обзорщиков затерялись где-то в закоулках памяти.
Тотальная комикстрофа
А теперь давайте к минусам.
Являются ли комикс и аудиокнига минусами? Формально, нет, поскольку у популярного произведения всегда должен быть мерч, которым можно порадовать фанатов. Кружечки, значки. Аудио-версия любимой книги, комикс с альтернативной историей, экранизация...
Проблема приквела «Майора Грома» как раз в том, что перед нами не мерч. Перед нами бич российского кино – да и многих современных западных адаптаций, – когда условные почитатели фильма будут говорить «Это всё было объяснено во втором фрейме на пятой странице третьего тома комикса!»
Если точнее, в фильме, книге и комиксе представлен разный сюжет. Более полно и разумно раскрывающий историю персонажей, их мотивацию и вот это всё. Причём значительное количество обзорщиков рекомендовало ознакомиться с книгой, чтобы прочувствовать историю.
Однако! При этом комикс представляет историю такой, какая она должна была быть. Например, фильм разделён на несколько частей по дням недели, но вы фиг это поймёте! Тогда как в комиксе не только присутствует аналогичное разделение, там ещё и каждая глава посвящена собственному персонажу, в которому полностью его раскрывает.
И знаете, что? Начальница Константина Грома (отца ГГ основной франшизы) прошла Афганскую войну. Она буквально является сакраментальной дамой с кандибобером.
Более того! Основная катастрофа происходит тогда, когда ты смотришь фильм, изучаешь комикс и приходишь к осознанию: именно история из комикса – не показанная в фильме! – адекватно объясняет мотивацию персонажей, делая их поступки осмысленными, а не парадом дурости.
Бесконечная фриконада
К сожалению, в погоне за карикатурностью, авторы фильма регулярно скатываются в кринж. На скриншоте выше можете увидеть проходного злодея из самого начала. По идее, его сцена должна заинтриговать зрителя, окунуть в мир загадки, вот этого всего...
Увы, сцену портит наркомафия из Средней Азии. Крашенные под корейских айдолов таджики с узбеками, у которых в дополнение к золотистым волосам ещё и золотые коронки на зубах... Ой, всё. И это, типа, одна из самых опасных банд, представляющих угрозу для Санкт-Петербурга? Нет слов.
Вся ли фриконада ужасна? Отнюдь. Опять же: скрин выше.
Чтобы без спойлеров, фильм крутится вокруг загадочного культа Анубиса, а на картиночке можете увидеть верховного жреца. Ну, или, по крайней мере, человека, который говорит от лица божества во время крупных ритуалов.
Дядечка максимально колоритный как в своём безумии, так и в лексиконе. Когда увидите соответствующие сцены, сможете лично убедиться. К сожалению, это «безумие Вааса» – единичный случай, и большинство попыток в аналогичную атмосферу у создателей фильма провалились.
Редкие проблески
На картиночке выше – идеальная подборка постеров. Потому что в ней представлены наиболее колоритные персонажи. И одновременно – главные жертвы. Потому что человек, адаптировавший сюжет комикса (и книги?) под сценарий фильма, очевидно, ощутил в себе дух раввина и наложил на истории указанных выше метафизический кок, после чего произвёл обрезание под самый корень.
Ничем иным объяснить столь смелое выкорчёвывание наиболее интересных идей не могу.
Потому что главный друг отца Грома, который впоследствии приютит Игоря и станет для последнего начальником, раскрыт плохо. Линия начальницы полностью потеряна. Линия пузанчика-друга переполнена этническим колоритом: только почему-то в «детском» фильме он на украинской волне, а во «взрослой» – уже на кавказской.
Наконец, четвёртый персонаж – звёздочка фильма.
Действия персонажа настолько выбиваются из окружения в 100% сцен, что некоторые даже начали называть актёрскую игру бесталанной. Однако не считаю подобные заявления обоснованными. Как раз-таки, наоборот, он идеально оттеняет основную сюжетную линию и даже своей клоунадой двигает сюжет.
То есть, данная личность является органичной частью, без которой истории бы просто не существовало. Хотя! Его мотивация точно так же была слита в трубу.
Уголовная феерия
Когда режиссёр хочет показать альтернативную реальность, у него всё получается идеально. Мир колоритный и даже по-своему забавный, несмотря на творящуюся на экране дичь. Но стоит только перейти к повествованию...
Что показательно, перед нами явно растянутая во времени короткометражка, которую старательно натягивали на киношный формат в минимум 80 минут экранного времени. Причём разделение весьма сомнительное:
- час выделен довольно затянутым сценам, слабо полезными для сюжета;
- ещё 16 минут не происходит практически ничего, фактически, панорамные виды;
- оставшиеся 8 минут – экшон и оченьдлинныетитры.
Типа... понимаете, в чём проблема. Можно было спокойно оставить в фильме ту же историю начальницы, и это сыграло бы на сюжет. Однако эту повествовательную линию вырезали и заполнили хронометраж НиЧеМ. Зачем? Почему? Доколе?
Максимально нелепо.
Плохое кино
Фильм «Гром: трудное детство» 2023 года получает 5 баллов из 10, потому что сомнительный.
Из него прикольно будет посмотреть, например, нарезку комичных сцен, комиксовых вставок, появлений Анубиса или выступлений жреца. Но фактический сюжет со всем перечисленным едва дотягивает до 30 минут (полчаса, да). Оставшееся – тягомотина, вставленная, чтобы быть. Это плохо.
К тому же ни Игорь, ни Константин лично у меня не вызвали ни малейшего сопереживания. Там есть некоторые мотивационные проблески, но в итоге всё сводится к подростковому бунту, к нежеланию слушать и к случайности (глупости?), которая привела к финалу фильма.
Смотреть людям, которым нефиг делать.
Если хотите ознакомиться с этой историей, лучше купите аудиокнигу, а ещё лучше – возьмите комикс. Книжка-с-картинками расскажет ту же самую историю, но более полно и органично.
P. S. Ну, такое себе. Депрессивненькое. Могло быть лучше, но почему-то не захотело, а жаль.