Воспоминания о переезде на Чистопрудный бульвар и о прабабушке Сусанне Ирина Апанасенко, по просьбам читателей, решила дополнить. Перебирая старые фотографии, она рассказывает, что узнала о своей родне - с начала прошлого века.
Прабабушка Сусанна
Мою прабабушку Сусанну Васильевну Кузнецову (по первому мужу) родила Арина, которая еще помнила крепостное право.
У Сусанны Васильевны была старшая сестра Евдокия. В 1950-е годы она жила в угловом двухэтажном доме по Яузскому бульвару. Помню, как она приходила к нам на Чистопрудный, принося гостинчик для меня: что-то вкусное в тарелочке, завернутое в белый марлевый мешочек.
Мужем Сусанны Васильевны стал Мирон Матвеевич Кузнецов - крестьянин Московской губернии, Рузского уезда, Мамошинской волости, деревни Деньково.
В 1909-м и 1912 годах у молодых Кузнецовых родились дочери: Людмила - моя бабушка и Вера.
По разговорам взрослых, у меня сложилось впечатление о прабабушке Сусанне, как о строгой, суховатой, но не лишенной чувства юмора. К мужчинам относилась несколько снисходительно, но считала их присутствие в жизни женщины обязательным делом. Чувствовалась некая властность в характере, но без деспотизма.
Постепенно, осознавая себя бабушкой, я долго вспоминала форму плюшек, которые Сусанна иногда пекла. И только путем проб и ошибок мы с внуками пришли к исторически-правильной форме этих прекрасных изделий. В памяти остались ее сладкие пироги, покрытые сеточкой из теста, и домашняя лапша.
Бабушка Люся
Моя мама рассказывала, что Людмила и Вера уже с детства отличались разными характерами и пристрастиями. Вера, более яркая, озорная, общительная, предпочитала ходить по магазинам, закупая продукты для семьи. По воспоминаниям прабабушки питание до революции было вполне приличное. К примеру, часто позволяли себе ветчину, которая была недешевой, но семья покупала, так называемые, обрезки, т.е. не очень ровные ломтики, которые стоили, если я ничего не путаю, 3 копейки за фунт (409 г). Люся же, крайне скромная, спокойная, больше любила заниматься уборкой в доме.
В 1923 году глава семейства Мирон Матвеевич Кузнецов в Московском справочнике числился по адресу: Даниловский рынок, Гогольская ул., д. 2, кв. 18. Он был мастером по подъемному оборудованию. В конце 20-х годов с ним стал работать Леонид Шемшурин. Допускаю, что Мирон Матвеевич и познакомил свою дочь Люсю с молодым специалистом. Поженились. В 1930 году у них родилась моя мама - Оксана. (О моем деде Леониде Шемшурине и о его семье расскажу отдельно. Историю этой семьи мне удалось раскопать до середины 18 века).
1930-е годы для меня покрыты мраком. Знаю только, что бабушка Люся к концу этого десятилетия развелась с Шемшуриным и, работая главным бухгалтером в Министерстве черной металлургии, одна воспитывала дочь. А через 13 лет родила сына - моего дядю, Леонида.
Мама
Когда началась война, моей маме, Оксане, было 11 лет. Она рассказывала, как с другими детьми дома на Покровке, где они жили, дежурила на крыше, подбирая и бросая в ведро с песком «зажигалки». Во время бомбежек они часто укрывались в метро на станции «Маяковская» - она была одной из самых глубокозалегающих. Вспоминала она и несколько эпизодов, как везла на санках по темной Краснопролетарской улице свою 2-летнюю двоюродную сестру Галю, дочку Веры, воевавшей на фронте. Все взрослые были заняты, и маме приходилось забирать Галину у бабушки Сусанны с Тихвинской улицы и везти на Покровку. Оксану предупреждали, чтобы шла только посередине улицы, чтобы уменьшить возможность нападения хулиганов.
В 1943 году у Оксаны родился братик - Леонид. Она вспоминала, как бегала в Лепёхинский переулок, где в роддоме лежала мама, волнуясь, не задет ли он при бомбежке. Так, женский коллектив разбавился хоть и маленьким, но мужчиной.
Декретный отпуск во время войны, если и предоставлялся, то не более чем на 28 дней. Пришлось Оксане, которая закончила только 7-й класс, заниматься братом. Не знаю, как она его растила, чем кормила. Может Люсю отпускали с работы на время кормления? Трудно представить, как 13-летняя девочка с утра до вечера занимается грудным ребенком! Может Сусанна приходила на помощь?
9 мая 1945 года Оксана, конечно, была на Красной площади! Никогда она не видела столько счастливых лиц вокруг!
Как много остается безответных вопросов. Вот фотография 1953 года, Ессентуки:
Здесь Сусанна и моя мама. А я где?! Мне ведь нет еще трех лет. Я возмущена!
Про своего любимого дядю Лёню, который стал мне, скорее, братом, я расскажу отдельно.
Все присланные читателями старые фотографии и их истории можно посмотреть здесь.
Продолжение следует.