Здоровый образ жизни от Московского научно-практического центра наркологии: За трезвость (Трезвенническое движение в России до революции)
Безвозвратно миновало то позорное на Руси время, когда наш умный, даровитый народ, казалось, погибал в цепях крепостного рабства, – забитый, униженный и, по-видимому, обреченный на вечное невежество, на постоянную и непробудную тьму.(…)
Хотелось мечтать в это время, и многим, особенно увлекавшимся благими порывами, уже виделась обновленная Россия, покрытая не трактирами и кабаками, а целой сетью народных училищ и университетов, благоденствующая нравственно и экономически. Всем казалось, что, вырвавшись на простор, на свежий воздух из этого темного, душного, как подземелье, рабства, русский народ, точно известный богатырь былинный, просидевший сиднем столько лет в своем затворе, расправит свои мощные плечи и полной грудью будет вбирать в себя живительные струи окружающего его тепла и света.
Но мечты так и остались мечтами. (…) Раб, хотя и освобожденный, он и поступил, как раб, продавшись в новое рабство, еще более тяжкое и опасное, чем крепостное. Новый господин, завладевший им теперь – это водка. Прислушайтесь, как из края в край по родной стороне широким разгулом разливается ее победная, пьяная песня. Всюду, – от больших городов до безвестных, среди лесов затерявшихся, деревушек, – слышатся ее дикие звуки. Вслушайтесь в то, о чем поет эта песня, и горько вам станет, если только вы искренно любите свою родину, свою дорогую, многострадальную Русь. Однако, вы не бросите жестким словом осуждения в наш добрый, простой русский народ.
Ребенок, только что начавший ходить, нуждается в поддержке... Так и народ, получивший недавно возможность хоть мало-мальски свободно располагать собою, на первых шагах этой свободы ступал не твердо, искал опоры, доброго, ободряющего примера. Его руки невольно, как руки ребенка, тянулись к вождям, заправлявшим течением общественной мысли и жизни... Он ждал, что ему укажут новые пути, – но обманулся в своих расчетах. Вместо хлеба он получил камень, вместо поддержки – его толкнули в бездонный омут непробудного пьянства. Народ видел, как все вокруг него пило, начиная с расшитого золотом мундира и кончая простонародной свиткой. И он слепо шел за своими слепыми вождями, которые хотели просвещать русского мужичка не школой, а кабаком; не книжкой, а бутылкой водки.
Но неужели нет и просвета в этой сгустившейся тьме, неужели нет ни одного живительного луча?
Слава Богу, дорогой читатель, еще не перевелись добрые люди на святой Руси, еще есть у нас такие живые сердца, которые без боли видеть не могут, как борет русского человека водка. Вот они-то и взялись за великое и трудное дело народного отрезвления. И в своем походе против пьянства эти борцы не остались одинокими; они встретили дружное содействие, дружную поддержку себе со стороны всей вообще русской интеллигентной силы. Теперь, можно сказать, в России зарождается общественная деятельность в пользу трезвости и, судя по началу, она должна широко захватить все слои населения. Первыми показателями успеха этой деятельности являются общества трезвости, которые, как противодействие поголовному пьянству, возникают везде, не только в столицах и больших городах, но даже в самых глухих закоулках нашей провинции. В устройстве их принимают участие лица всевозможных служебных положений. Но в темную русскую деревню идею трезвости преимущественно несет наше православное духовенство.
Уже не мало на Руси существует таких обществ, и все они действуют с большим или меньшим успехом. Эти общества суть яркие, золотые точки на хмуром небосклоне нашей общественной жизни. Чем больше будет их, тем тьма, облегающая народный ум, скорее растает.
Протоиерей Петр Миртов (1871–1925)
Педагог и публицист, редактор ведущих церковных журналов, деятель движения за трезвость.
«Вера и жизнь». Сборник религиозных рассказов
Продолжение следует
***************
🔵 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ 👉 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ 📍 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: +7 (495) 709-64-04
#мнпцнаркологии