Раз уж мы заговорили про Морихея Уэсибу, а еще ранее Денис Эйдинов у себя на канале затронул тему «тогдашнего» айкидо… то я не могу удержаться, и не вспомнить, как и почему все это в свое время зацепило меня.
Стивен Великолепный.
Боевыми искусствами я начал заниматься достаточно рано, и, не ставя грандиозных целей, пробовал и перебирал школы, впитывая новые знания, и постоянно находясь в поиске. Но когда где-то в начале 90-х у увидел первый фильм со Стивеном Сигалом (которому, однозначно, следует посвятить отдельный разговор), то понял, что мне очень срочно нужно, просто необходимо, найти клуб айкидо (тогда чаще говорили «секция»). Тогда фильмы с Сигалом часто именовали «Нико» (1, 2.. и так далее).
Так вот после Нико-1, я понял, что нашел то, что искал. Круче айкидо ничего быть не может. Без вариантов. Тут тебе и непревзойденная эффективность, и налет экзотичности, и дух подлинного будо, и даже – вот это да! – работа с мечом.
Вот так я и стал фанатом айкидо. Окончательно, и, как мне казалось, бесповоротно.
Единственная в городе секция была найдена с помощью родственника, который меня ко всему этому и приобщил (он же, кстати, первым и бросил занятия). И я приступил к тренировкам.
Мне повезло с наставником. Это был очень опытный в единоборствах человек, да и просто настоящий мужик – из тех, на которых хочется равняться. Помимо всего прочего,он был мастером спорта по самбо и дзюдо. Так что, возможно, то, чем мы тогда занимались, сегодня бы назвали «айкисамбо».
Энтузиазма было – море, а тренировки – трудными и увлекательными. Необычные техники, интересные упражнения, довольно приличная физнагрузка. Не знаю, как сейчас в клубах айкидо, но у нас практиковались разнообразные спарринги (не в полный контакт, конечно)- с одним и двумя противниками, с ударами ногами, и т. д.
А еще давались азы работы с палкой. Вот это меня зацепило основательно – до сих пор отойти не могу. Боккен, кстати, тоже был.
Какое-то время айкидо было частью моей жизни. Пропустить тренировку? Серьезно? Ни за какие блага на свете. Выдалось свободное время? Потренироваться, насколько это возможно: кувырки/падения, отжимания на пальцах, помахать палкой. Интернета, увы, не было. Источники информации - редкие, и исключительно бумажные. Услышав о появлении в продаже книги «про айкидо», ни о чем больше не мог думать, пока не раздобыл ее. Зачитал, разумеется, до дыр. Еще иногда попадались статьи в журналах. В основном это было замечательное издание «Спортивная жизнь России». Статьи часто были заумными, полные пространственных рассуждений, но это было уже что-то. Из них следовало, что есть такая загадочная штука, как «айки», и это- ключ ко всему.
Родители на окончание класса подарили мне энциклопедию айкидо. Где они ее раздобыли – ума не приложу. Я был на седьмом небе. Родителям надо выразить отдельную благодарность за то, что поддерживали мои увлечения, и относились к ним с пониманием. Тогда это было весьма непросто.
Я знаю мам, что ты это прочитаешь. Спасибо тебе за все большое. Вы с папой дали мне самое лучшее детство.
Пора двигаться дальше.
Вернемся к айкидо. Время шло, и постепенно помимо оголтелого фанатизма, стали проскакивать здравые мысли и рассуждения. С ними, разумеется, пришли сомнения. Все это усугубилось тем, что наставник покинул наш город, передав дело ученикам. Неплохие были ребята, но атмосфера уже была не та. К тому же, копился опыт поединков, и он был совсем не в пользу айкидо. В общем, в один прекрасный день, я понял, что ухожу.
Стивен Сигал уже не был для меня совершенным воином, а освобождение от захвата двумя руками за одну руку вызывало сомнения в реальности подобного действия.
После этого я узнал и опробовал множество школ, техник, и видов спорта. Делал перерывы в занятиях, и возвращался к ним снова. За это время менялось и мое отношение к айкидо. От восторженного – к скептическому. Затем –к откровенно насмешливому. С годами айкидо перестало вызывать у меня сильные эмоции. Для себя я отношение к этому боевому искусству сформулировал, но спорить до хрипоты на тему «не работает это ваше коши-наге», мне надоело.
А вдруг, у кого-то работает? Мне-то до этого какое дело?
Взгляд со стороны.
Но поскольку айкидо зачастую претендует на роль первого номера в мире, не замечать его было невозможно. Я наблюдал, как из него уходил тот лихой сигальско-самурайский дух, и оно окончательно и бесповоротно превращалось в «путь любви и гармонии». Хорошо это или плохо? Честно говоря, не знаю. Но раз устраивает столько людей по всему миру, то, наверное, все нормально. Хотя, если учесть неизбежные расколы и ответвления школ и стилей, есть и те, кто с этим не согласен.
Мелькает информация об учениках Уэсибы (или об учениках его учеников), которые, будучи несогласными с превращением его наследия в «самурайскую гимнастику», создавали свои школы. И вроде бы даже, некоторые из них являются «настоящими».
Причем, коснулось это не только родоначальников. Европейцы также активно участвуют в процессе эволюции айкидо. Имена Алана Флоке и Любомира Врачаревича заняли достойное место среди выдающихся мастеров будо.
Правда, до сих пор не понимаю смысла названия «реальное айкидо».
В общем, ты можешь уйти из айкидо, но вот айкидо из тебя…Если продолжать жить в мире боевых искусств, то это направление (стиль, школа, философия… что-то еще) все равно будет на слуху. И хотя я уже давно выбрал свой путь в боевых искусствах, которым и иду уже много лет, айкидо все еще является небезразличной, и далеко не чужой мне темой.