Найти тему
Black Caviar Games

Герои геймдева: Сид Мейер

Оглавление

Мало кто сделал для стратегий столько, сколько Сид Мейер. Одно только слово «Цивилизация» вызывает массу ассоциаций — самый известный проект геймдизайнера вдохновил десятки студий на собственные 4X-игры. Мейер подарил геймерам возможность создавать империи, бороздить моря под «Веселым Роджером», строить железные дороги и колонии на далеких планетах. Давайте узнаем, как наш сегодняшний герой геймдева стал одной из звезд индустрии!

Ранние годы и первые шаги в геймдеве

Сид Мейер родился в канадском городе Сарния (провинция Онтарио) в 1954 году. Однако вырос будущий геймдизайнер в США — семья переехала в Мичиган, где Сид закончил школу и поступил в университет, чтобы изучать информатику. Игры он любил с детства: карточные, настольные, солдатиков, а затем и компьютерные — например, Pong и Space Invaders. Первая работа Мейера была далека от интерактивных развлечений: он занимался созданием кассовых систем для магазинов. Это не было карьерой мечты, поэтому в начале восьмидесятых Сид вместе с Биллом Стили попробовали делать игры. Первым коммерческим проектом друзей стала «гонка» Formula 1 Racing (1982), проданная Acorn Software и вышедшая на 8-битных компьютерах Atari.

Formula 1 Racing — первая коммерческая игра Мейера
Formula 1 Racing — первая коммерческая игра Мейера

В 1982 году Мейер и Стили создали полноценную игровую студию MicroProse. Сид сконцентрировался на разработке, а Билл — на маркетинге и продвижении. Есть разные версии касательно того, какая игра стала первой: Hellcat Ace или Spitfire Ace. Обе были посвящены самолетам-истребителям. Вообще авиационная и военная тематики стали одними из главных в творчестве Мейера и его команд. На это повлияла аркада Red Baron (1980) от Atari, в которой игроки управляли боевым бипланом времен Первой мировой и сражались с немецкими летчиками. Тем более, Билл Стили в прошлом был военным пилотом.

Сид Мейер и Билл Стили у игрового автомата с Red Baron в 1988 году
Сид Мейер и Билл Стили у игрового автомата с Red Baron в 1988 году

Постепенно штат MicroProse расширялся. Если поначалу на плечах Сида лежали почти все задачи, то позже он передал их профессиональным художникам и программистам. Последние, в основном, работали над портированием игр на разные платформы, а сам Мейер смог сфокусироваться на геймдизайне. На разработку уходило от 3 до 9 месяцев, и студия поставила выпуск новых проектов на поток, сделав 18 игр с 1982 по 1990 годы. Тематически большинство были военными (Silent Service, F-19 Stealth Fighter), жанрово — симуляторами (Gunship, F-15 Strike Eagle, M1 Tank Platoon). Среди них были и две стратегии, а именно этот жанр принес Мейеру мировую славу.

В 1983 году вышла NATO Commander — варгейм, в котором игрок управлял силами Североатлантического Альянса, отражающими атаку войск Варшавского договора. Игра получила средние оценки, но стала одной из первых в своем роде и послужила основой для более поздних подобных проектов разработчика. Через 4 года появился первый большой хит Сида Мейера и первая игра с его именем в названии — Sid Meier's Pirates!

Sid Meier's Pirates! — первая игра, в названии которой было имя Мейера
Sid Meier's Pirates! — первая игра, в названии которой было имя Мейера

Pirates! была наследником таких игр, как Elite (1984), симулятором пирата с большим выбором активностей и свободой действий. Проект стал удачным синтезом нескольких жанров: стратегии, экшена, симулятора и RPG. Мейер поставил на геймплей, не привязываясь к четким рамкам и классификациям. В «Пиратах» он получился по-настоящему увлекательным и разнообразным: здесь были исследования мира, дуэли и морские сражения! Геймдизайнер хотел не только сделать цепляющий проект, но и уйти от слишком простого игрового процесса многих RPG того времени, основанного на однообразных боях. Игра стала хитом ПК: сначала Commodore 64, а затем и других.

Кстати, имя самого Мейера появилось в названии при участии легендарного актера Робина Уильямса. По словам Стили, он присутствовал на встрече MicroProse с Software Publishers Association и порекомендовал продвигать Сида как новый бренд. Компаньон Мейера прислушался к звезде, и, как мы видим, решение оказалось правильным! Со временем имя геймдизайнера на обложке превратилось в знак качества. Геймеры поняли: игра, в названии которой есть “Sid Meier’s” не может быть плохой. Не все проекты MicroProse или Firaxis — шедевры, но откровенно провальных среди них нет.

Следующий большой проект MicroProse тоже вышел достойным и стал звездой мира тайкунов! Речь о Sid Meier's Railroad Tycoon (1990), транспортной стратегии, в которой игрок занимался развитием железнодорожной компании. На создание игры Мейера вдохновил успех SimCity (1989).

Та самая «цива»

Какими бы классными ни были Pirates! и Railroad Tycoon, главное творение Сида Мейера — это Civilization (1991), одна из самых влиятельных и популярных игр всех времен и народов. Как появилась стратегия? Разработчик по-прежнему ориентировался на SimCity, но теперь хотел расширить тематику и не ограничивать ее поездами. Стояла задача создать убедительный симулятор управления государством с экономикой, дипломатией, экономическим развитием и так далее.

Все это получилось: пошаговая Civilization обрела огромную популярность и стала одной из родоначальниц 4X-поджанра (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate — «изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай»). «Цива» первой представила технологическое дерево, показала смену эпох и к тому же была реиграбельной. Скромная графика начала девяностых не помешала миллионам геймеров ощутить себя Александрами Македонскими и Наполеонами.

Sid Meier's Civilization, игра-родоначальница легендарной серии и целого поджанра
Sid Meier's Civilization, игра-родоначальница легендарной серии и целого поджанра

Будем справедливы: успех Civilization — не единоличная заслуга Мейера. На тот момент Сид продал свою долю в MicroProse Стили, стал работать по найму и бросил все силы на то, что любил больше всего: создание игр. В 1988 году в компанию пришел Брюс Шелли, геймдизайнер с опытом разработки «настолок». Он многое сделал для хита MicroProse. Будучи знаком с настольной Civilization (да, игра с таким названием уже существовала), Шелли сразу понял, что им с Мейером не нужно «плясать» от ее механик и ограничений. Брюс привнес в игру принцип перевернутой пирамиды (постепенное увеличение решений, принимаемых игроком), и «Цивилопедию», а также занимался тестированием. На разработку Civilization у трех человек ушло 11 месяцев — не слишком реалистичные цифры для сегодняшних ААА-проектов.

Sid Meier's Alpha Centauri (1999)
Sid Meier's Alpha Centauri (1999)

В 1992 году Брюс Шелли покинул MicroProse из-за заниженной заработной платы и неблагоприятного климата в компании. Опыт работы над Civilization пригодился ему в Ensemble Studios, которая известна серией Age of Empires. Так Мейер остался без своего «номера два», ближайшего соратника и напарника. После «цивы» он решил отдохнуть от игр и занялся музыкальной программой C.P.U. Bach. Важное событие произошло в 1994 — MicroProse поглотила компания Spectrum HoloByte, известная как издатель «Тетриса» за пределами СССР. Мейер не сошелся во мнениях с новым директором и в 1996 покинул созданную им и Стили студию.

Но не перестал делать игры. В том же 1996 Мейер и несколько бывших сотрудников MicroProse открыли Firaxis. Геймдизайнер выстроил организационную культуру таким образом, чтобы команда не боялось улучшать прототипы игр и делать столько итераций, сколько нужно. Сам Мейер сосредоточился на разработке, поручив маркетинг другим сотрудникам. Специалисты Firaxis продолжили серии Civilization, Railroad Tycoon и Pirates!, а также создали несколько новых тайтлов (Gettysburg!, SimGolf и т.д.). Первой игрой от Мейера, созданной его новой командой, стала Sid Meier's Alpha Centauri (1999), своего рода «цива в космосе» и продолжение Civilization II (1996).

Самая свежая игра студии — Sid Meier’s Starships (2015), глобальная космическая стратегия в сеттинге Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth (2014).

Почему Сид Мейер великий

Сид Мейер сегодня
Сид Мейер сегодня

1. Он сильный геймдизайнер

И с этим не поспоришь. Одной только «Цивилизации» достаточно для того, чтобы имя Сида Мейера навсегда осталось в истории компьютерных развлечений. Стратегия стала примером многогранной, насыщенной и реиграбельной игры с понятным, но глубоким геймплеем. Влияние Civilization прослеживается в играх Amplitude, Paradox, AGEod и дюжины менее известных студий.

2. Сид Мейер — талантливый теоретик и практик

За успехами геймдизайнера в создании отличных игр отчетливо видно глубокое понимание самого процесса разработки. Мейер выработал несколько важных принципов, которых и придерживается:

А) игра — это последовательность интересных решений игрока (геймплей первичен — он должен быть разнообразным и нетривиальным);

Б) удвой или сократи пополам (больше итераций: ищите лучшее в своем прототипе и не останавливайтесь на достигнутом);

В) удовольствие — игроку, а не геймдизайнеру и не компьютеру (геймеру должно быть весело и «вкусно»; разработчик делает игру для него, а не для себя);

Г) одна хорошая игра лучше, чем много мини-игр (лучше соблюсти целостность геймплея, чем включить в проект слишком много конфликтующих мини-игр);

3. Сид не боится делегировать и концентрироваться на важном

Мейер не любит заниматься продвижением и продажами, и не стесняется этого. Ему интересно придумывать механики, фичи и сеттинги. Все, в чем он не разбирается, он поручает другим сотрудникам. Конечно, в маленькой инди-студии это не всегда возможно, но плюсы у такого подхода есть: сотрудники фокусируются на том, в чем разбираются.

Хотите узнать больше о других героях геймдева? У нас уже есть материалы, посвященные Хидэо Кодзиме и Гейбу Ньюэллу!

Источники:

1. Алексей Бутрин. Жизнь замечательных разработчиков: Сид Мейер.

2. Михаил Дядюра. "Сид Мейер: Жизнь в мире компьютерных игр" - немного о книге знаменитого геймдизайнера.

3. Jimmy Maher. MicroProse’s Simulation-Industrial Complex (or, The Ballad of Sid and Wild