Протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель православного храма святой Марии Магдалины в Мадриде, Испания, родом из Санкт Петербурга, знал лично митрополита Антония Сурожского в течение последних 7 лет земной жизни того.
Что сказал он о Владыке?
Достаточно было просто быть рядом с ним.
Отец Андрей заметил, что достаточно было просто быть рядом с митрополитом Антонием, наблюдать его. О той благодати, что была во Владыке Антонии, говорили больше не слова его, а то незримое, что улавливал, каждый, кто имел радость наблюдать и общаться с ним.
Приведу цитату прот. Андрея Кордочкина:
«Владыка Антоний был из тех людей, с которыми можно быть рядом, смотреть, слушать и учиться — как совершать богослужение, как общаться с людьми. Имитировать его было бы нелепо — но не видеть в нем пример и образ было невозможно." (Прот. Андрей Кордочкин "Не видеть пример в нем было невозможно", 3 августа, 2013)
Что было во Владыке?
Когда первый раз еще юный Андрей Кордочкин приехал в Лондон из Питера, зашел в лондонский храм, чтобы увидеть митрополита Антония Сурожского, то был удивлен.
Ему, по питерским службам и поведению священников в России, казалось, что сейчас он увидит ажиотаж, толпы людей вокруг Владыки, множество разных людей «из прислуги». В питерских храмах отец Андрей замечал богослужебную жизнь, как некое театральное представление, которое нужно было для того, чтобы произвести внешнее впечатление на молящихся.
Но ничего этого не было здесь, в лондонском храме. Не было душевного пафоса и ажиотажа. Была духовная умиротворенность
Владыко Антоний сидел в полупустом храме и спокойно беседовал с одной прихожанкой.
Погруженность в Бога – вот, что было характерно для митрополита Антония. Где бы он ни был. Можно было бы со стороны подумать, что это желание одиночества или самодостаточность. Но это не так. Бог был «местом» митрополита Антония, где бы он ни был и что бы ни делал. И это особенно чувствовалось во время богослужений.
Они не были как в Питере «впечатляющими» и «ревущими», они были сосредоточенными и погруженными в Бога, мирными, спокойными.
Много историй есть у митрополита Антония о том, как другие люди, в тишине тихо внутренне созерцали Бога (эти истории отражены и на этом канале). Одним из таких благословенных людей был и он сам.
Благословенное место молитв.
Храм, в котором служил митрополит Антоний, находится в Лондоне на Ennismore Gardens. Такая умиротворенность Владыки передавалась и на атмосферу храма, где он служил.
В храме молились несколько сотен прихожан и, при этом, стояла звенящая тишина. И такая молитва воспитывала людей.
На Афоне, однажды, встретился отец Андрей Кордочкин, с одним монахом-киприотом из Лондона. Тот поведал, что несмотря на обилие греческих храмов в Лондоне, его семья всегда приходила в собор, где служил Владыко Антоний, на Ennismore Gardens. Здесь лучше всего было молиться.
Общение Владыки Антония с людьми.
Этот момент особо отметил отец Андрей Кордочкин.
Владыко Антоний умел глубоко и внимательно слушать людей. Казалось, что он изучает и исследует душу собеседника. Он очень хорошо разбирался в людях и мог проникать в таинственные уголки души их. Но он никогда не поучал людей, не проявлял высокомерие.
Всегда общался на равных, уважая любого своего собеседника.
Митрополит Антоний и профессор богослов Осипов.
Прот. Андрею Кордочкину задавали нередко вопрос: как он относится к критике митрополита Антония Сурожского известным российским богословом, профессором А.И. Осиповым. Ведь он лично знал их обоих.
Профессор не очень хорошо отозвался о митрополите Антонии (на этом канале была статья об этом эпизоде, есть, также, информация и в открытых источниках).
Отец Андрей дал такую оценку:
Митрополит Антоний никогда так не общался с людьми, как это делает профессор Осипов, применяя, поучительный тон сверху вниз. Меня бы оттолкнул такой покровительственно – унизительный тон профессора, помноженный на его «самолюбование». Так я еще русский, и мог бы понять. А любого европейца, так точно, оттолкнул бы. Там не принято так, высокомерно и снисходительно.
В митрополите Антония такого тона и близко не было.
Профессор Осипов упрекает митрополита Антония в отсутствии «аморфной духовности». Но именно такое отсутствие привлекало и привлекает к Владыке множество людей. Те же, кто овладевал такой «духовностью» становились раздражительными, нетерпимыми фарисеями.
Книги и лекции профессора Осипова на Западе, говорит отец Андрей Кордочкин, никогда бы не привели к вере западного человека. Его отторг бы этот поучительный тон человека у микрофона, на возвышении, который смачно учит их жить – то есть та манера, что излюблена профессором Осиповым.
Напротив, у Владыки Антония было то благословенное общение с людьми, такое отношение к ним, которое сделало его популярным и на Западе, и в России. Его книги переведены на разные языки и привлекают к нему множество людей. Он, имея в сердце Бога, уважая и любя людей, слушая и понимая их глубоко, стремился помочь каждому и искал, как это сделать правильно, вежливо и деликатно.
Не очень положительная особенность Владыки.
Единственной не очень, наверное, положительной особенностью Владыки Антония, как отмечает прот Андрей Кордочкин, было то, что тому было трудно жить совместно с другими яркими людьми, как и он сам. На небе Сурожа могло сиять только одно солнце.
-
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.