Найти в Дзене
Guzak

Проклинаем тени, затеняем проклятых

Оглавление

Shadows of the Damned - самобытная и многими забытая игра, вышедшая в 2011 году из-под крыла Electronic Arts. Предлагаю вспомнить чуть более детально это прекрасное творение, а для людей, не игравших в "Тени проклятых", подробно ознакомиться с путешествием неоданте и неовергилия по зачаровывающим глубинам преисподней.

Чем эта игра вообще примечательна?

Над проектом трудилось знаменитое трио японцев: Акира Ямаока, Гоити Суда и Синдзи Миками, и если всемирную толпу фанатов Suda51 себе представить сложно, хотя человек этот для индустрии, тем не менее, достаточно известный, то вот от сотрудничества отцов культовых хоррор-серий люди ждали чего-то очень стоящего. Однако вскоре стало ясно, что Shadows of the Damned, хоть и включает в себя ряд отдельных элементов из Resident Evil и Silent Hill, всё же является совершенно обособленным произведением, не стремящимся отбирать аудиторию Холмов или Обители.

О чём игра?

Сюжет Shadows of the Damned рассказывает об охотнике на демонов, Гарсии Хотспур, который обнаруживает, что душу его девушки, Паулу, утаскивает в ад лорд демонов, Флеминг. Вместе со своим демоническим товарищем, Джонсоном, он отправляется вслед за Флемингом, дабы отыскать и вернуть возлюбленную.

Да, сюжет звёзд с неба не хватает, да и в целом, скорее напоминает вариацию на тему «спаси принцессу» из Super Mario Bros. Однако сам тон повествования истории, обилие чёрного юмора и шуток ниже пояса вряд ли предполагает наличие лихо закрученного сценария. При этом, наблюдать за взаимодействием персонажей, в особенности Джонсона и Гарсии, довольно приятно: первый регулярно отпускает язвительные комментарии, второй же является ходячим воплощением девиза «Слабоумие и отвага», читающий по слогам, выражающийся довольно примитивными фразами, но всегда, не раздумывая, бросающий опасностям вызов. А вот сильного женского персонажа не получилось, хотя Паула тоже успеет преподнести сюрприз по ходу игры.

Как оно играется?

Как четвёртый Резидент. Не поймите меня неправильно, здесь куча оригинальных мелочей, работающих на создание антуража: сражаемся мы тут с демоническими порождениями всех мыслимых и немыслимых форм и видов, вместо аптечек здесь бутылки с различным крепким алкоголем, а местами игра даже предлагает нам разные способы взаимодействия со светом и тьмой, не скатываясь при этом до кальки с  Alan Wake, но, несмотря на всё вышеперечисленное, ядром геймплея остаётся хорошо знакомая Миками формула, впервые опробованная им в  Resident Evil 4.

Но сначала, немного подробнее о механике взаимодействия с тьмой, т. к. она является, пожалуй, самой оригинальной геймплейной составляющей. Суть такова, что в аду Гарсия будет время от времени попадать в ситуации, когда его будет поглощать смертоносная тьма. Первое время это явление будет зависеть от отдельного вида врагов, вскарабкивающихся по стенам к источнику света и гасящими их. Тьма постепенно отнимает здоровье у протагониста, что отражается на его внешнем виде (красное демоническое свечение в глазах) и здоровье (охотник на демонов начинает заметно хромать и придерживаться за бок). Хочешь выбраться из тьмы — зажигаешь при помощи лайтшота источник света и убиваешь назойливых ползунов по стенам.

Вот теперь вспоминайте куртку Акиры-сана. Да, он подарил этот элемент своего гардероба главному герою Shadows of the Damned
Вот теперь вспоминайте куртку Акиры-сана. Да, он подарил этот элемент своего гардероба главному герою Shadows of the Damned

Кажется просто? Так и есть. Пока игра не начинает подкидывать новые, всё более сложные задачи по взаимодействию с этой самой тьмой. В какой-то момент главный герой замечает, что тьмой могут быть охвачены отдельно взятые враги, что в мире света делает их неуязвимыми, а следовательно, лайтшот нужно применять на самих демонов, после чего медленно разбирать их обычным оружием. Затем нам и вовсе подкидывают врагов, уязвимых только при погружении во тьму, что заставляет нас уже самостоятельно высвобождать из клеток вскарабкивающихся по стенам демонов для того, чтобы получить возможность нанести хоть какой-то урон боссу или рядовому супостату. А для Гарсии тьма по-прежнему остаётся смертоносной. Порой даже возникают ситуации, в которых охотник на демонов должен пробираться через густые участки тьмы, пестрящие врагами, без возможности хоть как-то её рассеять, и тут остаётся только бежать со всех ног. И это просто потрясающе разнообразит геймплей, заставляя менять тактику на ходу.

В остальном, всё знакомо и близко сердцу любому фанату RE: камера из-за плеча, лазерный прицел, крупные и интересные боссы, да тут даже торговец есть, у которого можно приобрести расходники или прокачать характеристики Джонсона (он в игре выполняет роль всего арсенала Гарсии).

Тем не менее, игру трудно назвать хоррором, хотя Википедии это и удаётся, но всё же Shadows of the Damned является скорее шутером от третьего лица.

А ежели игра не является хоррором, то она вольна постоянно подкидывать разношёрстные нестандартные ситуации, вроде статичного отстрела надвигающихся гигантских чудищ из своего «Big Bonner» или целых уровней в стилистике скролл-шутеров, не давая игроку заскучать от однообразия.

Как оно слышится?

Внезапно, по-сайлентхилловски. По-настоящему запоминающихся лиричных композиций в стиле Theme of Laura, You’re Not Here и Hole in the Sky, несмотря на участие в записи Троя Бэйкера и Мэри Элизабет Макглинн, в саундтреке не нашлось, зато мрачного, тягучего эмбиента — в избытке.

От этого ловишь солидный такой диссонанс, т. к. буквально за мгновение бежавший по гигантскому, скудно прикрытому женскому телу и отпускавший по этому поводу сальные шуточки с заметным латиноамериканским акцентом, Гарсия окунается во тьму, которой непременно сопутствует давящий звуковой ряд из заправского психологического хоррора, и уже буквально через минуту он вновь оказывается в мире обнажённых девиц и целебной текилы. Опыт, безусловно, интересный, но дезориентирует он практически до самых финальных титров.

Помимо этого, Акира Ямаока написал и совершенно не характерные для себя композиции, вроде энергичного и тяжелого хард-рока, жгучего инстуремнтала на классической гитаре с нейлоновыми струнами и мексиканским звучанием (по сюжету Гарсия Хотспур — мексиканец, отсюда и потребность в подобной музыкальной теме), а также лёгкие и расслабляющие околоблюзовые вставки для загрузочных экранов. В общем, разгулялся ветеран игровой индустрии на славу и сделал, пожалуй, самый разнообразный саундтрек за всю свою карьеру.

Что там по дичи?

Люди, знакомые с творчеством Гоити Суды, наверняка, согласятся, что слово «дичь», пожалуй, довольно политкорректно описывает выходившие из-под его пера проекты. Безумные дизайнерские находки Suda51 всегда ставил во главу угла в своих играх, отчего именно играми их назвать было достаточно трудно. Если перед запуском любой видеоигры и даже игровой платформы, мы видим предупреждение об эпилепсии, относящееся к людям, страдающим этим недугом, то творения товарища Суды, наверняка, способны вызвать припадок даже у самых здоровых людей. Вычурные яркие цвета, неприятные глазу эффекты, резкая смена кадров и порой попросту трудноразличимое действие на экране — всё это создало таким проектам, как No More Heroes и  Killer7, отличную репутацию, как арт-объектам, реализованным в рамках игровой индустрии, но полностью отпугнуло от них широкую геймерскую аудиторию, поскольку развлечение это было, скажем так, на любителя.

В случае же с Shadows of the Damned, бурную дизайнерскую фантазию Гоити Суды, по всей видимости, сдерживал более практичный Синдзи Миками. Результат получился превосходным: в игре полно жутких врагов, причудливых существ, фантасмагоричных локаций и предметов, на которые не решился бы ни Миками, ни Тояма, ни кто-либо другой «от мира сего».

А чисто японские шутки из разряда «настолько плохо, что даже смешно» — это просто нечто! Причём встречаются они буквально с самого старта игры, в диалоге Гарсии и Джонсона, например:

Г.: — В преисподнюю можно попасть, лишь преодолев звуковой барьер.
Дж.: — Как ты об этом узнал? Это же сверхсекретная информация только для демонов!
Г.: — Прочитал в Интернете.

И такого добра в игре навалом. Хотя бывают и действительно забавные моменты, связанные с игрой слов или комедией положений.

Да даже к банальному поиску ключей от закрытых дверей здесь подошли оригинально: на каждой запертой двери красуется плачущее лицо младенца, которому, в зависимости от ситуации, нужно принести и скормить запрятанные на уровне мозги, глаза или… клубнику. Да, именно так. Почему демоны, наравне с человеческими внутренностями, любят клубнику, в одном из забавных диалогов Гарсии и Джонсона тоже оговаривается.

Да даже те самые источники света, которые любят тушить ползающие по стенам демоны, выполнены в виде т.н. «козлампы».

Если что-то выглядит, как козлампа и звучит, как козлампа, то это, вероятно, и есть козлампа
Если что-то выглядит, как козлампа и звучит, как козлампа, то это, вероятно, и есть козлампа

Особенно интересно выполнен такой персонаж, как Джонсон: он и главный местный юморист, и факел, освещающий путь мексиканскому охотнику на демонов, и его главный способ передвижения на дальние расстояния (в зависимости от ситуации, Джонсон превращается либо в мотоцикл, либо в дробовик, либо в ещё какую полезную штуку).

В общем, дизайн игры выполнен свежо, интересно и оригинально, но эта оригинальность не становится непреодолимым препятствием на пути к получению удовольствия от процесса, что не может не радовать. Лучше всего о вкладе Гоити Суды выразился один из отечественных рецензентов во времена релиза Shadows of the Damned:

«…и только Гоити Суда, кажется, оказался в плюсе — благодаря влиянию двух своих друзей в его игру наконец-то можно играть»
Артём Комолятов, «Игромания»

Лучше и не скажешь.

Что по итогу?

Shadows of the Damned — игра уникальная. С одной стороны, она просто берёт всего понемногу отовсюду и смешивает во взрывной коктейль, готовый развлечь, удивить и просто разнести в клочья любого, кто к нему прикоснётся. С другой — это крайне показательный пример того, отчего индустрия, на данном этапе, к сожалению, успела достаточно далеко уйти. Тени проклятых создавались тремя знаковыми людьми, и вышел этот проект в свет без громкой рекламы и особой работы по продвижению продукта. Да, естественно, промокомпания у игры была, но совершенно ничтожная, учитывая общее её качество. И тем не менее, во времена, когда практически все игры чётко делятся на претенциозные AAA и малобюджетные индии, приятно вспомнить о том, что ещё на стыке нулевых и десятых годов XXI века творцы от мира геймдева могли себе позволить просто развлечься, выпустив на рынок качественный и технически выверенный продукт, показав общественности своё неугасающее бунтарское нутро.

Поэтому я смело рекомендую Shadows of the Damned к прохождению абсолютно всем любителям интересных, запоминающихся, одиночных игр. Но тут встаёт ещё один, заключительный вопрос:

А на чём в это играть?

Игра выходила на Xbox 360 и PlayStation 3, а стало быть, варианта два: либо раздобыть где-то PS3 вместе с диском, либо отыскать её в магазине Microsoft на современных поколениях Xbox. Однако, официальной локализации в России игра не получила, поэтому для наиболее комфортного погружения базовые знания английского пригодятся.

***

Ну, а на этом у меня всё. А вы играли в Shadows of the Damned? Если да — пишите в комментариях, что вам больше всего понравилось в ней. Если нет — надеюсь, что теперь вы захотите окунуться в этот мрачный, но по-своему очаровательный, мир.

Любите игры!

___________________________________________________________________________

Мой Youtube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCBllTWrCVR4I8VWPQ27y26w