Приняв облик великана, он дышал огнем, отшвыривал и топтал вражеских солдат вместе с лошадьми, а копья и стрелы, выпущенные в него, отлетали, словно соломинки...
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 188
Когда Пандавы покинули лагерь, Кауравы собрались на военный совет. Им нужно было придумать, как защитить Джаядратху.
- Арджуну в любом случае завтра ждет смерть, - сказал царь Синдху, ухмыляясь, - Даже если он сумеет добраться до меня, он тут же превратится в пепел!
Отец дал мне такое благословение – как только моя голова коснется земли, мой убийца сам сгорит дотла.
Конечно, Джаядратха не собирался жертвовать собой ради победы Кауравов, да и Дурьодхана намеревался сберечь жизнь мужу своей сестры. Но все понимали, что это будет нелегко.
- Арджуна пришел в ярость, - сказал Карна, - завтра он обрушит всю свою мощь на нашу армию…
*****
Наступил четырнадцатый день битвы. Гуру Дрона вновь выстроил сложный лабиринт, но Арджуна, сразу бросившись в атаку, разрушал построения одно за другим, и казалось, никакая сила сегодня не сможет остановить его!
Впрочем, Гуру Дрона попытался:
- Остановись, Арджуна! Тебе не добраться до Джаядратхи…
Но Арджуна, не дав ему договорить, точным выстрелом выбил лук из рук Учителя.
- Прочь с дороги!!! – закричал он, - Сегодня мои стрелы пропитаны кровью и страданиями моего сына! Прочь с дороги, Учитель!
И его колесница двинулась дальше, к самому центру армии Кауравов.
Ангарадж Карна тоже попытался преградить путь Арджуне, вызвав его на поединок.
- Сейчас перед вами не воин, - закричал Арджуна, - а отец, ослепленный местью! И моя месть не пощадит сегодня никого, Ангарадж!
Арджуна выстрелил, и в следующий миг колесница Карны разлетелась в щепки, а сам он был отброшен в сторону мощным взрывом. Та же участь постигла и Ашваттхаму – он тоже предложил поединок.
- Поединки ведут только воины, - отвечал ему Арджуна, - а ты преступник, и заслужил лишь наказание!
Весь день принц Арджуна на своей колеснице уничтожал многочисленную армию неприятеля, и к вечеру, наконец, добрался до Дурьодханы. Но Джаядратхи не было рядом с наследным принцем.
- Приветствую тебя, Арджуна! – рассмеялся Дурьодхана, - А вот и костер, о котором ты просил. Осталось совсем немного времени до захода солнца, и похоже, ты уже не успеешь убить моего зятя.
Но обещаю, он появится здесь после захода солнца, чтобы помочь тебе исполнить клятву!
И Дурьодхана снова расхохотался.
Словно очнувшись, Арджуна огляделся по сторонам и увидел солнце, клонящееся к горизонту. В пылу битвы он даже не мог предположить, что царь Синдху просто не выйдет сегодня на поле боя!
И действительно, Джаядратха отсиживался в лагере, в большом шатре, в окружении целого отряда воинов. Весь день его трясло от страха, но близился вечер, и Джаядратхе уже не терпелось отправиться на Курукшетру, чтобы вместе с Кауравами позлорадствовать, глядя, как Арджуна взойдет на костер...
В ожидании заката Дурьодхана и его друзья продолжали осыпать Арджуну насмешками:
- Даже не верится, что великий лучник Арджуна потерпел поражение! – воскликнул Ашваттхама.
- Ты отказался от целой армии Двараки, выбрав себе колесничего! – смеялся Дурьодхана, - Посмотрим, сможет ли он спасти тебя!
Наследный принц хохотал, а Васудева, пристально оглядев довольных собой Кауравов, поднял глаза на заходящее солнце, и оно тут же померкло, скрытое его Сударшана-Чакрой. Это выглядело, как закат, и никто не заметил подмены…
*****
Никто, кроме Шакуни, который находился на другом конце поля Курукшетра:
- Только что солнце было на небе, и вдруг наступила темнота! Я не видел, как оно садилось за горизонт… Это ловушка! Кришна опять что-то задумал…
И царь Шакуни пришпорил своего коня, чтобы предупредить Дурьодхану и Джаядратху, который уже покидал лагерь, направляясь на поле боя.
А тем временем наследный принц торжественно указывал на костер, и Арджуне ничего не оставалось, как сойти с колесницы.
- Я знаю, что вы всемогущи, Васудева, - тихо сказал он, - должно быть, мое поражение – часть вашего плана. И я принимаю это…
Арджуна шел к костру, когда подъехали Пандавы. В растерянности они смотрели на своего брата – останавливать его было бесполезно.
И тут появился Джаядратха с факелом в руках:
- Я пришел зажечь твой костер, Арджуна! – злорадно выкрикнул он, - Солнце уже село, а я все еще жив!
- Это обман! – раздался голос Шакуни, и все оглянулись, - Васудева Кришна своей Сударшана-Чакрой закрыл от нас солнце!
На лицах Кауравов отразилось недоумение, в глазах Джаядратхи – страх загнанного зверя, а Кришна улыбался:
- Действительно, солнце еще на небе, - сказал он спокойно, - но вы так жаждали тьмы, что я создал для вас эту иллюзию. На время…
Кришна посмотрел в небо, и заходящее солнце вновь осветило поле Курукшетра. Дурьодхана схватился за голову, а Арджуна, все это время не сводивший взгляда с Джаядратхи, поднял лук.
- Стой, Арджуна! – в страхе закричал царь Синдху, - Если ты убьешь меня, то погибнешь сам, как только моя голова коснется земли! Таково благословение моего отца…
- Твой отец дал тебе жизнь, - ответил Арджуна, - дал тебе это благословение, пускай же он получит и твою голову!
И Арджуна выстрелил, применив Пашупата-Астру, дарованную ему Господом Шивой за суровые аскезы во время лесных скитаний. Небесная стрела на огромной скорости снесла голову Джаядратхи, улетев вместе с ней куда-то за горизонт.
Через несколько мгновений она упала на колени отшельника, сидящего под деревом. Увидев голову сына, он вскочил, уронив ее на землю, и тут же обратился в пепел…
*****
Дурьодхана созвал военный совет. Он был в гневе. За день битвы Арджуна уничтожил чуть не половину его армии, а в конце еще и убил царя Синдху.
- Ты должен убить Арджуну! – обратился он к Карне, - Почему бы тебе не применить неотразимое оружие Индры прямо сейчас?
Ангарадж непонимающе смотрел на Дурьодхану:
- Но сейчас ночь... К тому же, враг непременно должен находиться напротив меня.
Царь Шакуни, раздосадованный тем, что Кришна снова перехитрил его, уже продумывал новый план:
- Конечно, ты прав, мой мальчик, - задумчиво сказал он, глядя на Дурьодхану, - если прямо сейчас Ангарадж одолеет Арджуну, это переломит ход битвы…
Гуру Дрона напомнил, что сражаться после заката – это нарушение правил войны, на что Шакуни, не задумываясь, ответил:
- А мои правила запрещают рисковать своей жизнью и проигрывать, генерал Дрона! Сейчас Пандавы проводят обряд прощания с Абхиманью, а у нас есть шанс попрощаться с самими Пандавами!
*****
Ночное нападение было стремительным и жестоким. Кауравы подожгли спящий лагерь. Пандавы и вся царская семья находились в это время у погребального костра Абхиманью – в белых одеждах, без брони и оружия.
Оставив женщин в окружении слуг, мужчины бросились к лагерю под градом стрел. По пути был убит царь Вирата, отец принцессы Уттары.
- Они подстрекают нас к войне без правил! – воскликнул Юдхиштхира.
Кришна обратился к Бхиме:
- В этом бою нам потребуется помощь твоего сына, Гхатоткачи. Он ракшас, и ночью его магия становится в разы сильнее.
Пандавы переглянулись.
- Но ракшасы не участвуют в битвах людей, Васудева! – возразил Бхима.
- В чрезвычайной ситуации праведник тоже может нарушить правила, - ответил Кришна, - для спасения Дхармы! Призови своего сына, Бхима!
Добравшись до лагеря и схватив оружие, Пандавы бросились в самую гущу боя. Враг нападал со всех сторон. Итак уже немногочисленная армия Пандавов несла большие потери, пока не появился Гхатоткача…
Приняв облик великана, он дышал огнем, отшвыривал и топтал вражеских солдат вместе с лошадьми, а копья и стрелы, выпущенные в него, отлетали, словно соломинки.
Дурьодхана, увидев это, приказал Карне убить великана. Анарадж применил все свое мастерство, но не смог причинить Гхатоткаче никакого вреда.
Его стрелы просто не попадали в цель – ракшас внезапно исчезал, появляясь с другой стороны, постоянно менял размер, то уменьшаясь, то взмывая в небеса.
Гхатоткача приближался к колеснице Дурьодханы. Рассмеявшись раскатом грома, он протянул свою гигантскую руку к наследному принцу.
- Этот ракшас опасен! – в панике заорал Дурьодхана, - Друг Карна, немедленно уничтожь его!
- Я не могу пробить его магическую защиту, - кричал в ответ Ангарадж, без устали выпуская стрелы в великана.
А Гхатоткача, отбросив ногой целый отряд воинов, пытавшихся защитить наследного принца, вновь наклонился к колеснице, протягивая уже две руки.
- Примени оружие Индры! – закричал Дурьодхана, вжимаясь в стенку, - Я приказываю, Ангарадж!
Карна медлил. Неотразимое оружие Господа Индры он берег для боя с Арджуной. За него он отдал свои доспехи, это была гарантия его победы. А победа над Арджуной была целью жизни для Карны…
Пока он раздумывал, Гхатоткача схватил Дурьодхану одной рукой и поднес к своему лицу:
- Приветствую вас, дядя! – прогремел великан, - Я наслышан, как вы убили моего брата Абхиманью, пришла пора расплатиться…
Гхатоткача окинул взглядом поле боя и, увидев Бхиму, закричал:
- Отец! Ваш враг у меня, идите же и убейте его!
Бхима направился к сыну, держа наготове булаву, а Дурьодхана, извиваясь в огромной ручище, вновь и вновь приказывал Карне немедленно убить великана.
Наконец, Карна поднял свой лук и прошептал:
- О, небесное оружие! Царь райских планет Бхагаван Индра разрешил использовать тебя лишь однажды… И я приказываю тебе – поразить ракшаса Гхатоткачу!
На небесах засверкали молнии, а страшные раскаты грома заглушили крик Бхимы:
- Неееет! Сын мой, Гхатоткача!
Великан, видя приближение отца, успел поставить Дурьодхану на землю и выпрямиться в полный рост. Он улыбался, когда оружие Индры пронзило его грудь...
Окружавшие ракшаса воины кинулись врассыпную, и все же, падая, Гхатоткача придавил еще целый отряд армии Кауравов.
В этот момент из-за горизонта показались первые солнечные лучи. Ночная магия рассеялась, и когда Бхима, рыдая, склонился над своим сыном, тело ракшаса уже приняло обычные размеры…
<< Глава 187 | Глава 189 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ