Что будет делать человек, если узнает про неизлечимую болезнь? Некоторые советские кинорежиссеры считали, что все равно должны работать, потому что таково их предназначение. И снятые фильмы могут остаться в памяти зрителей гораздо прочнее их создателей.
Смерть не щадит никого, она может ударить змеиным жалом исподтишка и оборвать жизнь в одну секунду. Впрочем, для многих это более предпочтительный вариант, чем долгие страдания на фоне неизлечимой болезни. Хотя все мы смертны, человек особенно сильно боится узнать точный срок ухода из жизни. Для большинства страшный диагноз становится причиной тяжелой депрессии, при которой заниматься чем-либо созидательным кажется бессмысленным. Но некоторые советские кинорежиссеры не только не пали духом, но и успели выпустить фильмы, которые стали их завещанием.
Владимир Скуйбин
Он прожил всего 34 года, и за этот короткий срок успел снять четыре фильма. Один из них - картина "Жестокость" с Георгием Юматовым (любимая роль артиста) по одноименной повести Павла Нилина, пользовалась огромной популярностью и вызвал большой резонанс из-за полузапретных тем, которые она затрагивала. Критикам не нравилось самоубийство главного героя комсомольца-идеалиста Веньки Малышева из-за давления карьеристов, пришлось придумать дополнительную личную причину для такого поступка. Но еще на съемках первого фильма "На графских развалинах" Скуйбин заметил проблемы с управляемостью телом. Ступня при ходьбе подволакивалась, плохо слушались пальцы.
Начались многочисленные врачебные осмотры, исследования, по результатам которых поставили страшнейший диагноз - боковой амиотрофический склероз. Если при раке надежда есть, то при БАС - никакой. Это неврологическое расстройство, вызывающее гибель двигательных (моторных) нейронов, в результате чего человек постепенно теряет способность управлять телом, разговаривать, а потом неизбежно умирает. В большинстве случаев, смерть наступает через несколько лет после диагноза. Лечение до сих пор не придумано.
Каждый свой следующий фильм Скуйбин снимал все с большим трудом. А на последней картине "Суд" он и вовсе уже не вставал с инвалидной коляски, разговаривая одними глазами. Ему очень помогала жена Нина Скуйбина (впоследствии она выйдет замуж за Эльдара Рязанова). Мужество режиссера потрясло его коллег по цеху. Режиссер Михаил Ромм признавался, что образ облученного физика-ядерщика Гусева из фильма "Девять дней одного года" был основан на личных качествах Скуйбина. Он все-таки успел закончить свой последний фильм.
Генрих Оганесян
Навсегда вошел в историю советского кино в качестве создателя культовой кинокомедии "Три плюс два" про веселый отдых двух компаний "дикарей" в Крыму - парней и девушек. Фильм принес славу молодым артистам, поспособствовал огромной популярности "дикого" отдыха, был продан в несколько стран, где также демонстрировался с успехом. Комедию часто показывают и сегодня, она напрочь лишена какой-либо идеологии, а поэтому хорошо смотрится разными зрителями.
Лента настолько легкая, светлая и приятная, что невозможно себя представить, как ее режиссер во время съемок порой катался по полу в своем гостиничном номере и корчился от болей. Генрих Оганесян умирал от рака желудка, пил обезболивающие таблетки, но помогали они не всегда. Врачи, к сожалению, уже не могли помочь ему радикально, так как болезнь дала метастазы, и операция принесла лишь временные облегчения. Режиссер умер в возрасте 46 лет, успев увидеть триумф своего последнего фильма. На новый у него уже сил не было.
Владимир Басов
Один из самых плодовитых советских артистов и кинорежиссеров. Сын обрусевшего финна и дочери русского священника, Басов воевал с 1941 по 1945 годы, был командиром минометчиков, водил на прорыв штурмовые группы. После войны окончил ВГИК и начал снимать фильмы. В его творческом багаже много постановок. Владимир Павлович презирал режиссеров, работавших долго. Сам он предпочитал снимать картину за один-два месяца, за что его также любили артисты - многочисленными дублями он их не утруждал. Поэтому во всех его фильмах, даже самых неудачных, всегда исключительный актерский ансамбль.
Басов был неистово голодным как в области творчества, так и в отношении различных удовольствий, включая прекрасный пол. Увы, это была одна из причин того, почему его семьи распадались. Другой причиной являлась страсть Басова к зеленому змию. Официально он имел трех жен, и все были известными артистками: Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова.
Еще на съемках фильма "Время и семья Конвей" Басов перенес тяжелый геморрагический инсульт - кровоизлияние в мозг. В отличии от ишемического инсульта, вызванного тромбом, он гораздо чаще вызывает стойкую и тяжелую инвалидность, часто прогрессирующую и приводящую к смерти. На премьеру фильма в Дом кино Басова привезли в инвалидной коляске. Все были уверены, что Владимир Павлович закончил карьеру, но ему хватило сил и мужества снять свой последний фильм "Семь криков в океане" и даже написать сценарий для "Мышеловки" по Агате Кристи. До начала съемок он не дожил, картину снимал его друг Самсон Самсонов.
Андрей Тарковский
Один из величайших кинорежиссеров не только советского, но и мирового кинематографа, вошедший в историю такими шедеврами, как "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис" и "Сталкер". В 1982 году Тарковский уезжал за границу снимать фильм "Ностальгия". Главную роль должен был играть его талисман почти во всех фильмах артист Анатолий Солоницын.
В тот момент он уже умирал от рака легких, и поехать никуда не мог (его заменил Олег Янковский, которому также суждено будет умереть от рака). Солоницын лежал дома и надиктовывал своему брату на магнитофон мысли, давал ответы на разные вопросы, чтобы оставить после себя какое-то подобие мемуаров, которые он не успел написать. Тарковский прощался с любимым актером словами: "Толя, выздоравливай, жду тебя на съемочной площадке, будем работать". Солоницын умер летом 1982 года.
А через три года с половиной года эту болезнь диагностировали и у самого Андрея Тарковского. Боли, необъяснимая потеря в весе, неприятный кашель - все это появилось до официального диагноза, поставленного в декабре 1985. Проблемы со здоровьем возникли, еще когда Тарковский только начинал свой последний фильм "Жертвоприношение", оказавшийся творческим завещанием режиссера. Примечательно, что в той самой точке Стокгольма, которую Тарковский так долго искал для одной из ключевых сцен фильма, впоследствии застрелили премьер-министра Швеции Улофа Пальме. Андрей Арсеньевич умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!