Найти тему
Primavera

Жан-Валентин Морель

Кувшин из горного хрусталя эпохи Фатимидов в оправе из золота с эмалью работы Жана-Валентина Мореля, из Коллекции исламского искусства Кейра, предоставленной Художественному музею Далласа во временное пользование.

Фатимидский халифат существовал на территории Северной Африки в IX-XII веках. Кувшин был вырезан из цельного куска горного хрусталя, твердого, как закаленная сталь. Мастера выдалбливали кристалл до толщины всего в пару миллиметров. Кувшин был изготовлен в Каире в конце Х или начале XI века, во время правления фатимидских халифов, которые завоевали Египет в 969 году под командованием генерала Джаухара (911-992), основав город Аль-Кахира, который и сегодня мы называем Каиром.

-2

А вот оправу для кувшина изготовил французский ювелир Жан-Валентин Морель в 1854 году.XIX век пробудил интерес общества к искусству средневековья и эпохи Возрождения. Именно в это время было положено начало созданию знаменитых коллекций, таких как коллекция предметов искусства Ротшильдов. Многие ювелиры того времени специализировались на создании изделий в стиле неоренессанса и на реставрации старинных украшений. Именно такими работами и прославился Жан-Валентин Морель.

-3

Тацца из кровавика в золотой оправе с эмалью и жемчугом, поддерживаемая фигурами сатира и девушки, высота 20,4 см, Жан-Валентин Морель, около 1855 г.

Жан-Валентин Морель (1794-1860) родился в Париже в семье гранильщика Валентина Мореля, а его мать была из семьи серебряных дел мастеров. Морель научился гранильному ремеслу у своего отца, а затем учился и работал у ювелира Адриана-Максимилиана Вашетта, знаменитого своими золотыми шкатулками для Людовика XVI и Наполеона. В 1818 году Морель открыл собственное дело и зарегистрировал свою торговую марку 2 августа 1827 года.

-4

Агатовая чаша в оправе из золота и серебра с эмалью и рубинами, высота 20,8 см, Жан-Валентин Морель, 1836-1840 гг.

Между 1834 и 1840 годами Морель работал в компании ювелира Жана-Батиста Фоссена, а в 1842 году подписал контракт с мастером по серебру и золоту Анри Дюпоншелем, основав магазин под названием «Morel & Cie» на улице Нев-Сен-Огюстен в Париже. Продукция фирмы, насчитывавшей до 80 служащих, имела большой успех и быстро завоевала международную репутацию. Предприятие производило декоративные вазы, наборы ювелирных изделий, столовое серебро по проектам Жюля Пейра и Констана Севена. Качество изделий фирмы было оценено золотой медалью на Французской промышленной выставке 1844 года.

Со временем у партнеров возникли разногласия, которые привели к тому, что партнерство было распущено. Дюпоншель подал иск в 1848 году, который запрещал Морелю работать в Париже.

-5

Кубок с крышкой из агата в оправе из золота с эмалью, высота 20,5 см, Жан-Валентин Морель для Жана-Батиста Фоссена, 1845 г., из Коллекции Лувра.

-6

Серебряный кувшин, высота 21,4 см, «Morel & Cie», 1845 г., из коллекции Художественного музея Кливленда.

-7

Шкатулка из позолоченного серебра, инкрустированная синей эмалью, на крышке скульптурная группа в виде матери с детьми, высота 16,5 см, «Morel & Cie», около 1842-1848 гг.

-8

Ведро для льда из серебра, высота 38,5 см, «Morel & Cie», около 1844 г., из Коллекции Лувра.

-9

Флакон из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе, пробка украшена херувимом с соломинкой во рту, выдувающим мыльный пузырь в виде жемчужины, высота 12 см, «Morel & Cie», 1844 г.

-10

Королевский чайно-кофейный сервиз из позолоченного серебра, украшенный жемчугом, Жан-Валентин Морель, Париж, около 1845 г., из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства, Париж.

-11

Кофейник из чайно-кофейного сервиза, из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства, Париж.

Этот сервиз был изготовлен для короля Луи-Филиппа. Идентичный сервиз был представлен на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.

-12

Золотой браслет в виде птичьего гнезда, украшенный жемчугом, «Morel & Cie», около 1845 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-13

Тацца из агата в серебряной оправе с эмалью, высота 10,5 см, «Morel & Cie», около 1845 г.

В 1848 году Морель переехал в Лондон и обосновался на Нью-Берлингтон-стрит. При финансовой поддержке коллекционера Эдмона Жоли де Баммевиля, он зарегистрировал свою лондонскую марку в 1849 году и получил королевский ордер от королевы Виктории, продолжив производить ювелирные изделия высочайшего качества. На Большой выставке 1851 года в Лондоне он был награжден медалью.

-14

Кубок из горного хрусталя, экспонировавшийся на Лондонской выставке 1851 года, высота 23,5 см, Жан-Валентин Морель, 1850-1851 г.,из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.

-15

Пара фигурных солонок из серебра с позолотой в виде девушек на ослах с корзинами, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.

-16

Набор фигурных солонок в духе рококо из серебра с позолотой в виде детей с корзинами, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.

-17

Морель выставил набор солонок на Лондонской выставке 1851 года, где они были описаны в Официальном каталоге и отмечены прессой. Этот дизайн солонок в дальнейшем выпускался другими английскими фирмами: Джоном Сэмюэлем Хантом, Барнардсом, Гаррардом и Фоксом. Вероятно, Морель продал им свои дизайны, когда покинул Лондон из-за финансовых трудностей в 1852 году.

-18

Чаша из агата в серебряной позолоченной оправе с эмалью, диаметр 23 см, Жан-Валентин Морель, Лондон, 1850 год.

-19

Пресс-папье в виде цапли, держащей в клюве змею, высота 13,5 см, Жан-Валентин Морель, около 1851 г.

-20

Тацца в стиле неоренессанса из позолоченного серебра со стеклянным вкладышем, Жан-Валентин Морель, 1849 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-21

Чаша из горного хрусталя в оправе из серебра с позолотой и эмалью, высота 22,5 см, Жан-Валентин Морель, около 1850 г.

-22

Золотой браслет, украшенный эмалью и жемчугом, Жан-Валентин Морель, около 1850 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-23

Золотая чаша, украшенная эмалью с видами Босфора, изготовленная для продажи на османском рынке, высота 11 см, Жан-Валентин Морель, около 1850 г.

Морель вернулся во Францию в 1852 году и открыл новую мастерскую в Севре, он продолжал работать, но начал испытывать финансовые затруднения, которые преследовали его до самой кончины в 1860 году. На Парижской международной выставке 1855 года он получил Большую медаль за свои золотые ювелирные изделия. Там он выставил свою знаменитую чашу из кровавика, изготовленную по заказу французского мецената герцога де Люиня.

-24

Тацца из кровавика в золотой оправе, украшенная эмалью, изумрудами, рубинами, сапфирами и камеей, высота 28 см, Жан-Валентин Морель, 1854-1855 гг., из коллекции Художественного музея Индианаполиса.

-25

Серебряный кувшин, высота 101 см, Жан-Валентин Морель по дизайну Жана-Батиста-Жюля Клагмана, около 1856 г., из Коллекции Лувра.

-26

Старинная чаша из горного хрусталя (возможно 14-15 век) в оправе из золота и серебра с эмалью и рубинами, высота 20,8 см, Жан-Валентин Морель, 1858-1860 гг., из Коллекции Халили.

Надпись на оригинальном дизайне этой чаши указывает на то, что это был последний предмет, сделанный Жаном-Валентином Морелем перед его смертью в 1860 году.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по декоративно-прикладному искусству и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров