Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Конфуцианство. О чём это?

Для начала следует понять, что вообще такое конфуцианство и с чем его едят. В данной статье будет рассмотрено классическое конфуцианство, т.е. морально-этический «кодекс», а не неоконфуцианство, ставшее чем-то ближе к религии. Для этого ненадолго погрузимся в эпоху воюющих царств, эпоху Чжаньго.

На дворе стоял 5 век до нашей эры, подходила к концу эпоха «Вёсен и Осеней» и каждое царство хотело стать победителем в эпохе феодальной раздробленности. У правителей мелких княжеств и царств всё больше назревал вопрос «а как мне устроить государство, чтобы быть лучшим?». Такая потребность породит «эпоху ста школ», но то будет почти через 100 лет, а пока правители довольствовались отдельными странствующими книжниками, одним из которых и был Конфуций (он же Кун-Цзы, 孔子, учитель Кун).

Конфуций собственной персоной
Конфуций собственной персоной

Вообще, само явление «странствующих книжников» очень интересно – это учёные мужи, которые странствовали по царствам и давали правителям советы по вопросам, в которых они разбирались – от военных дел до правильных ритуалов, от сельского хозяйства до дипломатических отношений. Несмотря на то, что Конфуций был самым известным книжником своего времени, ни одна из его идей при жизни не была принята ни в одном из царств. И это при том, что каждый правитель желал иметь у себя при дворе Конфуция в роли советника. Почему же так?

Всё дело в учении Конфуция (儒学, жусюэ, дословно – учение книжников). Основные тезисы учения можно выразить следующим образом:

  1. В прошлом нами правили совершенномудрые, необходимо следовать их заветам и их ритуалам. Важно отметить, что под ритуалами понимается в первую очередь не религиозная составляющая, а обычаи, вплоть до того, что количество наложниц должно соответствовать рангу правителя, не больше.
  2. Правление, основанное на писанных законах, будет непрочным. Правление, основанное на добродетели, будет вечным. Отношения между правителем и подданными должно быть по тем же принципам, что и отношения внутри семьи.
  3. Правитель должен иметь статус «благородного мужа» (Цзюнь-цзы, 君子), чтобы люди (Жэнь, 人) вокруг правителя росли до его уровня, и не допускать, что бы вокруг были «маленькие люди» (Сяо жэнь, 小人). Про них подробнее будет ниже, но лучше сразу отметить, что «маленький человек» из русской литературы и из конфуцианства – разные понятия.
  4. Названия должны соответствовать сути вещей. По Конфуцию, если быстрой реке дать топоним «медленная река», то снежным комом это выльется в недоверие к власти – ведь если они тут «белое называют чёрным», то где ещё нас обманывают?
  5. Необходимо проявлять сыновью почтительность. Это выражается как в следовании воле своего отца и послушании, так и в почтительном отношении к духам предков. К слову, вера в «духов предков» конфуцианский регион (Китай, Корея, Япония, Вьетнам и пр.) пронёс через тысячелетия, оно живо и поныне.

Как можно заметить, конфуцианство – это довольно широкое учение, в котором затронута масса жизненных проблем, волновавших тогда китайское общество. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Во-первых, рассмотрим упомянутую ранее классификацию людей – как стать «благородным мужем» и не стать «маленьким человеком»?

Всё просто! В первую очередь, благородный муж должен быть совестливым, обязан всем сердцем, искренне проявлять сыновью почтительность. Благородный муж находит свои недостатки, маленький же человек находит оправдания своим недостаткам. Благородный муж постигает справедливость, маленький человек постигает выгоду. Благородный муж стремится к единству (和, хэ (в современном китайском означает частичку «и»)) через разномыслие, но не стремится к единству (同, тун) через послушание. Маленький человек стремится к к единству через послушание, но не стремится к к единству через разномыслие".

-2

По учению Конфуция, маленький человек подсознательно понимает свою маленькость, он хочет расти, но вырасти над собой он может только опираясь на пример находящегося рядом благородного мужа, который одним лишь своим присутствием будет предотвращать недостойное поведение, при нём будет стыдно вести себя антиобщественно.

Само понятие «благородный муж» не является привилегией знати, благородным мужем может стать кто угодно – хоть богатей, хоть бедняк. В некотором роде, богачу даже сложнее стать благородным мужем, так как у него больше соблазнов в жизни. Отдельно нужно отметить, что «благородным мужем» может стать и женщина, правда, по Конфуцию, ей это сделать сложнее.

Во-вторых, это конфуцианское видение общества будущего. Понимая все недостатки общества своего времени, общество будущего он разделил на 2 ступени: общество «Сяо кан», малого благополучия (小康) и общество «да тун», великого единства (大同).

Про общество малого благополучия не то чтобы много можно сказать, в разное время под этим термином понималось разное, в общем и целом – это такое состояние общества, при котором достигнута хорошая жизнь для большинства населения. Характерный момент, что 1 июля 2021 года небезызвестный Си Цзиньпинь заявил, что в Китае наконец было построено общество малого благополучия.

Ключевое отличие общества малого благополучия от общество великого единения в том, что «Поднебесная принадлежит семьям» при малом благополучии и «Поднебесная принадлежит всем» при великом единении. Однако не стоит это воспринимать так, что при обществе великого единения отсутствует иерархичность – в нём всё так же сохраняются цари, подданные, но все они действуют в целях всеобщего блага, справедливо распределяя и справедливо правя.

Несмотря на формальные гонения на конфуцианство при Мао и реальные гонения во времена легистов (другая философская школа времён 4 в. до н.э., благодаря ей Китай был впервые объединён), идеи конфуцианства живы до сих пор, а многие из них стали частью культуры конфуцианского региона – не зря та же нашумевшая «системе социального рейтинга» по сути основана на конфуцианских нормах, на требованиях к благородному мужу.

Автор - Александр Попов