Всем доброго времени суток. Сегодня я хотел бы поговорить о манипуляциях, которые бывает очень трудно распознать.
Надж – манипуляция человеком под видом легкого подталкивания (от английского nudging – подталкивание).
Всевозможные психологи и прочие ученые уже выяснили, что существует множество методик, позволяющих управлять выбором человека.
Заставить выбирать можно не только товары и услуги, но даже информацию, с которой ознакомится индивид.
Так, например, в Великобритании существует целая специальная группа, которая занимается изучением поведенческих особенностей. В простонародье она получила название Надж.
Подобные подразделения помогают маркетологам, бизнесменам и даже государственным организациям. Благодаря этой науке людей «подталкивают» к самостоятельному выбору энергосбережения, честной выплаты налогов и откладывания на пенсию.
Методику оценили мировые маркетологи, поэтому ее активно используют. Так, психолог Дэниел Канеман за свои трактаты на эту тему получил Нобелевскую премию по экономике. Его работы пользуются популярностью.
Как это работает
На практике примеров множество, но самый яркий – эффект избегания потерь. Что это значит?
Если какой-то сервис дает вам пробный период пользования, то спустя время вы без проблем начнете платить.
Психолог вывел простую формулу – люди ценят и не хотят терять то, что имеют, а не то, что им обещают.
Или вот еще один известный пример: одна европейская транспортная компания, продавая билеты на сайте предлагала заранее бронировать место.
Опция стоила копейки, чтобы услугой воспользоваться, нужно было всего-то отметить специальный раздел галочкой. Но продажи не шли, большинство покупателей от услуги отказывалось и не отмечало.
Тогда формат сайта изменили, совсем немного – включили услугу бронирования в стоимость билета, но, чтобы отказаться от нее нужно было также кликнуть галочкой.
Казалось бы, такие небольшие изменения, зато какие разные результаты: в первом случае дополнительную услугу приобретало лишь 9% пользователей, а во втором 47%!
Компания озолотилась, а ее опыт позаимствовали бизнесмены со всего мира. В чем суть? Люди боятся что-то терять, остаться обделенными.
Профессор Ричард Талер внес весомый вклад в исследование поведенческой экономики.
Это он предложил сразу включать работников в систему пенсионного накопления.
У нас в стране хоть есть ПФР, некоторые предприятия основав негосударственные пенсионные фонды также автоматом включили в них своих работников.
Отказаться можно, это не запрещено. Но делают не все, не хотят остаться у разбитого корыта.
Вот так просто и ненавязчиво нами крутят как хотят. Конечно, в некоторых случаях найдж весьма полезен, но в некоторых позволяет на нас наживаться и совершенно легально.
Узнав больше о манипулятивных техниках, можно обезопасить себя и свои финансы. Так что рекомендую почитать об этом больше, но не подталкиваю.