Найти тему
Pleska-info.by

Генеральная репетиция без Дягилева

Когда я писала книгу «Феномен Валентина Елизарьева», любопытная дискуссия произошла у меня с ее героем. В книге есть параллельная его жизни история: репортаж из-за кулис о том, как готовилась новая редакция балета «Щелкунчик». Сначала эта идея Валентину Николаевичу не понравилась, и еще больше не понравилась, когда он увидел в макете книги фотографии с репетиций и из театральных коридоров: «Да кому интересно наше закулисье?». Ушло немало времени и сил на то, чтобы убедить его: на самом деле зрителям очень интересно закулисье, мы хотим знать (а еще лучше – видеть), как рождается спектакль. Нам нравится видеть, как возникает замысел, как он, вот еще только скелет, начинает обрастать мясом – сценографией, костюмами, и мышцами – в прямом смысле: натруженными ногами танцовщиков, тонкими до прозрачности руками танцовщиц. Мы хотим видеть и знать, как тяжело им дается то, что кажется нам, сидящим в зале, никогда не танцевавшим, никогда не встававшим на пуанты и не делавшим поддержек, таким легким. Мы хотим это знать, потому что мы любим удивляться: то, что кажется таким воздушным, на самом деле тяжелый труд.

Афиша «Русских балетов» Дягилева
Афиша «Русских балетов» Дягилева

Гениальный импресарио Сергей Дягилев знал это давным-давно: зрители любят изнанку. Любят рассматривать швы, проводить по ним рукой: достаточно ли эта изнаночная сторона гладкая, не слишком ли много на ней узелков? Дягилев одним из первых (или вообще первый?) превратил репетиции, особенно генеральные прогоны, в отдельное действо, разогревающее интерес публики к спектаклю. Он приглашал на такие репетиции журналистов (а как же!), знатных особ (даже монархов, и они приходили) и прочих влиятельных людей (да, сейчас мы называем их «лидерами мнений»: названия меняются, суть остается той же). Больше скажу: первый балет о том, как создается балет, тоже был поставлен в 1926 году для дягилевских «Русских сезонов» Брониславой Нижинской – хореографом, которая, кажется, навсегда осталась в тени своего великого брата танцовщика Вацлава, который потрясал, шокировал и эпатировал публику. Хотя в антрепризе Дягилева работали два хореографа, во многом определившие, как будет развиваться балет в ХХ веке: Нижинская и Джордж Баланчин, здесь танцевавший.

Бронислава Нижинская в роли Кикиморы в балете «Русские сказки»
Бронислава Нижинская в роли Кикиморы в балете «Русские сказки»
Джордж Баланчин в роли Кащея в балете «Жар-птица»
Джордж Баланчин в роли Кащея в балете «Жар-птица»

Неудивительно, что выставка в Новой Третьяковке на Крымскому валу, посвященная 150-летию Сергея Дягилева так и называется: «Дягилев. Генеральная репетиция».

Дягилев многообразен в своих ликах: он был и художественным критиком, и организатором выставок, и автором статей и книг (именно поэтому он знал, как важна благосклонность журналистов), и создателем журнала «Мир искусства». Но вошел в историю в первую очередь как балетный антрепренер, познакомивший Европу с русским балетом. Который ввел в моду все русское. Да, были и такие времена, когда парижанки, увидев в балете Михаила Фокина «Половецкие пляски» (он и сейчас идет во многих театрах мира в этой хореографии как отдельная сцена из оперы Александра Бородина «Князь Игорь») сапоги, сшитые по эскизу Николая Рериха, требовала себе такие же. От этой красоты и тонкой работы и сегодня трудно отвести взгляд и хочется воскликнуть вслед за парижанками: «Хочу такие же!».

Сапоги половчанки из балета «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина. По эскизу Николая Рериха
Сапоги половчанки из балета «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина. По эскизу Николая Рериха

У выставки как будто две концепции: с одной стороны, показать обратную, закулисную, сторону «русских балетов» Дягилева, а с другой, «отрепетировать» будущий «зал Дягилева», который должен открыться в Новой Третьяковке. В Третьяковской галерее хранится самое большое в мире собрание экспонатов, связанных с «Русскими сезонами» и организовавшим их Сергеем Дягилевым.

На мой взгляд, концепцию выставки – показать мир закулисья с гримерками, примерочными, пошивочным цехом и репетиционным залом – удалось не совсем. Конечно, репетиционный зал угадывается сразу: вся стена в зеркалах, станок и некие конструкции, которые узнаются по размещенным здесь же фотографиям репетиций «Русских балетов».

«Репетиционный зал» выставки
«Репетиционный зал» выставки
Фотографии с репетиций балетов «Русских сезонов»
Фотографии с репетиций балетов «Русских сезонов»

С остальными «помещениями» не так просто: зал, где выставлена костюмы, это примерочная или пошивочный цех? И чем они отличаются от других помещений? То, что назвали гримеркой, на самом деле не слишком на нее похоже (я бывала во многих гримерках, и смею вас заверить). Хотя – визитные карточки с автографами, книжные стеллажи (ни разу не видела в артистических гримерках книжных полок, а уж тем более стеллажей, зато диван есть практически в каждой: днем артисты там часто спят перед спектаклем), афиши (а вот афиши в гримерках встречаются часто, это да) черные пуанты Тамары Карсавиной из балета «Карнавал» – должны, по замыслу устроителей, намекать на гримерку. Но почти не намекают.

Пуанты Тамары Карсавиной
Пуанты Тамары Карсавиной
Контракт Тамары Карсавиной
Контракт Тамары Карсавиной

Выставка – длинная анфилада залов, посвященных балетам «Русских сезонов». И если архитектурно создать впечатление комнат разного предназначения не слишком удалось, показать закулисный мир антрепризы Дягилева – вполне.

Выставка начинается с балета не самого первого, но самого, пожалуй, известного. Многие уверены: балет ХХ века начался с «Весны священной» Игоря Стравинского. Того самого, который поставил Вацлав Нижинский (тот самый, которого Дягилев своей ревностью и придирками довел до шизофрении), того самого, на премьере которого публика орала, свистела и топала ногами. Артисты не рискнули выйти на финальный поклон, а мать Нижинского упала в обморок. Зато Дягилев был доволен: скандал – двигатель продаж! Я же говорю: нет ничего нового под Луной, с тех пор ничего не изменилось в механизмах продвижения спектаклей, книг и предметов искусства. В зале, посвященном «Весне», есть костюм из спектакля, выполненный по эскизу Николая Рериха.

Костюм к балету «Весна священная» по эскизу Николая Рериха (шерстяная ткань, шелковый шнур, металлическая нить, вышивка, набивная роспись)
Костюм к балету «Весна священная» по эскизу Николая Рериха (шерстяная ткань, шелковый шнур, металлическая нить, вышивка, набивная роспись)

Правда, костюм относится ко второй версии спектакля, в хореографии Леонида Мясина, которая публику не шокировала (возможно, потому что все самое шокирующее, в том числе «Послеполуденный отдых Фавна» Нижинского она уже видела). Мне понравилось, что в этом зале одновременно на трех видеоэкранах показывают несколько версий спектакля. Кстати, со времен премьеры в Париже, его ставили более 25 раз по всему миру. В Минске «Весна священная» шла в хореографии Валентина Елизарьева, он сделал две редакции. Но сейчас этого спектакля в репертуаре нашего Большого театра нет: оказалось, что белорусская публика к нему не слишком готова. А жаль.

Одно из удивительных впечатлений выставки – эскизы сценографии и балетных костюмов работы Александра Головина, Льва Бакста, Натальи Гончаровой, Анри Матисса, Михаила Ларионова и Николая Рериха. Каждый из этих эскизов – самостоятельное произведение искусства, которое можно рассматривать вне его прикладного свойства. Многие кажутся слишком яркими (театральными?) и не слишком балетными. Многие из созданных по этим эскизам костюмов были сложными каркасными конструкциями – «не танцевальными», но весьма впечатляющими. Иногда важнее впечатлять (да, Дягилев это знал давным-давно).

Михаил Ларионов. Эскиз костюма «Русалка»
Михаил Ларионов. Эскиз костюма «Русалка»
Михаил Ларионов, Наталья Гончаров. Эскизы костюмов и декораций к балету «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова
Михаил Ларионов, Наталья Гончаров. Эскизы костюмов и декораций к балету «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова
Сцена из спектакля «Полуночное солнце» (в центре – Леонид Мясин в роли Солнца)
Сцена из спектакля «Полуночное солнце» (в центре – Леонид Мясин в роли Солнца)
-14
Валентин Серов. «Выезд на охоту». Эскиз занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова
Валентин Серов. «Выезд на охоту». Эскиз занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова
-16
Наталья Гончарова. Апостол Марк. Эскиз к балету «Литургия» (не был поставлен).
Наталья Гончарова. Апостол Марк. Эскиз к балету «Литургия» (не был поставлен).
Наталья Гончарова «Композиция с фабричными трубами». Эскиз к балету «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского
Наталья Гончарова «Композиция с фабричными трубами». Эскиз к балету «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского
Наталья Гончарова. Эскизы костюмов к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Наталья Гончарова. Эскизы костюмов к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Наталья Гончарова. «Застолье». Эскиз к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Наталья Гончарова. «Застолье». Эскиз к балету Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Кстати, Дягилев многое сделал для того, чтобы балетные костюмы, сценография и занавесы обрели статус самостоятельных произведений искусства. Он настаивал на том, чтобы художники лично участвовали не только в подготовке эскизов, но и в исполнении костюмов и написании декораций. И привлекал известных художников: это было дополнительной рекламой. Когда в 1926 году компания переживала финансовый кризис, Дягилев продал занавес к балету «Треуголка», написанный и, что в данном случае не менее важно, подписанный Пабло Пикассо. И выручил средства на подготовку к новому сезону.

-21
Женские костюмы к балету Рейнальдо Ана «Синий бог» (эскиз Льва Бакста)
Женские костюмы к балету Рейнальдо Ана «Синий бог» (эскиз Льва Бакста)
Костюм подруги царицы к балету Милия Балакирева «Тамара» (эскиз Льва Бакста)
Костюм подруги царицы к балету Милия Балакирева «Тамара» (эскиз Льва Бакста)
 Костюмы из балетов антрепризы Сергея Дягилева
Костюмы из балетов антрепризы Сергея Дягилева

Однажды я была в нашем Большом театре на показе документального фильма «Дягилев и Стравинский. Поединок гениев», снятого для российского канала «Культура» минским Генеральным продюсерским центром (ГПЦ). Тогда, я помню, Валентину Елизарьеву сравнение Дягилева и Стравинского не понравилось: один, без сомнения, гений. Это, конечно, Стравинский. Но Дягилев? Человек, который лично не создал ни одного, а уж тем более гениального, произведения искусства? Да, Дягилев не писал музыку, не был хореографом, танцовщиком или художником. Но объединять столь разных, а иногда и гениальных, людей для одной цели – создания балетов, о которых будут говорить и через сто лет – разве это не талант?

Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» осуществила давнюю мечту Сергея Павловича: устроила гастроли «Русских сезонов» в России. Работа выставки продлена до 19 февраля. Еще успеете.