В продолжении темы инструкций о том, как искать пропавших без вести, обратимся к щекотливой теме экипажей технических средств. Почему щекотливой? Потому что, техника, то есть та самая пресловутая матчасть, будет дороже и ценнее для государства, чем сидящие в ней люди. И если вы думаете, что на современных войнах что-то изменилось, то вы глубоко ошибаетесь.
Авиация
С одной стороны, поиск пропавших без вести экипажей самолетов упрощен практически идеальным состоянием учета личного состава авиационных частей, с другой стороны, там есть свои нюансы.
Во-первых, документы авиачастей немного отличаются по составу от документов частей сухопутных. Здесь тоже есть свои донесения о безвозвратных потерях, но плюс к ним, есть еще замечательный документ под названием "журнал боевых вылетов". Фактически этот документ напоминает журнал боевых действий пехотной части, там каждый день фиксировалось какая машина, каким составом экипажа, куда отправилась и с какой целью. Для исследователей такой журнал это огромная ценность. Кроме этого, в авиачастях практиковался подробный опрос сослуживцев, при котором выяснялось что, где и при каких обстоятельствах произошло с самолетом. Так как летчики никогда не ходили на задания в одиночку, то чаще всего звеньевые или соседние звенья были свидетелями произошедшего. О чем составляли подробные объяснительные. Но не все так просто. В своей поисковой практике я сталкивалась с полевым поиском погибших самолетов, так вот найти саму машину и экипаж "в поле" катастрофически сложно. При падении, а паче при взрыве машины в воздухе, самолет разносит на мелкие куски, которые летя с огромный высоты, покрывают радиус до нескольких километров. Кабина при этом, может уйти в грунт до полутора метров. Второй момент заключается в том, что в послевоенные годы государство издало ряд распоряжений по которым с полей и прочих открытых пространств надо было собрать всю возможную технику. Никакой централизации при этом практически не было, и даже если что-то собирали, то никто не заморачивался выяснением что за самолет ушел в металлолом, кто был в этом самолете и т.д. При этом, в отличие от танкистов, летчиков обычно хоронили со всеми почестями и если упавший самолет находили быстро, то отдельная могила была им обеспечена. Собственно, к чему я это рассказываю? К тому, что ваш летчик пропал без вести, уйдя на боевой вылет в район А и могилу вы его найти не можете, то все. В горных районах, труднодоступных местностях, еще есть какой-то шанс, что когда-нибудь случайно машину обнаружат поисковики, на равнине такого шанса нет.
Танки
С танками все плохо. Документы танковых частей по учету велись гораздо хуже, чем документы частей авиационных. Здесь мы найдем все те же формы , что в частях пехоты, при этом, чаще всего, составлены они будут так себе. Вариантов пропажи у танкистов было не так уж много, потому что они плотно были "привязаны" к своим машинам. Но и выживаемость у них была практически на нуле. Представьте себе, что вы сидите в горящей консервной банке, вот в танке примерно те же ощущения. Выживали обычно механики-водители, потому что в конструкции танков, допустим, Т34, для них предусмотрен отдельный люк прямо под ногами, и командиры танков, потому что они, чаще всего, сидели сразу под башней, а т.к. в башне в смотровые щели ни фига не видно, то комтанка высовывались, чтобы хоть как-то ориентировать машину в пространстве. Остальные были фактически смертниками. Так вот, мне попадались достаточно сложные случаи, когда танкист пропадал без вести, но на деле в 100% случаев оказывалось, то он погиб на поле боя, и даже удавалось установить где. Шанс для танкиста пропасть был ровно в тот временной период, когда его вытаскивали из танка и не успевали довезти до госпиталя. Вот по пути он терялся. Но район этой потери обычно составлял около 20 км в радиусе. Второй шанс - потеря машины. Но это тоже крайне редкие случаи. Допустим, машина в пылу боя забрела в болота и утонула, все, пропали без вести. Так вот, чтобы понять что случилось с танкистами, надо понять что случилось с машиной. Как и в случае, с самолетами, и вообще с любой сложной техникой, люди никого не волновали, волновала матчасть. Поэтому если вы имеете бойца, служившего в танковых частях и бывшего членом экипажа танка, вам в первую очередь надо идти от начала, то есть от учебки. Дело в том, что танковые экипажи сколачивались всегда в тылу и забирали машины сразу с завода, а дальше уже целыми подразделениями в составе маршевых колонн отправлялись на фронт. При этом, у каждой машины был номер корпуса и номер двигателя и машина закреплялась за конкретным экипажем. Вот первое, что вам надо найти - это вашу конкретную машину, закрепленную за нужными бойцами. А дальше, если документы по личному составу вам ничего не дают, ищите железного коня. И вы всегда-всегда найдете, потому что это не человеки, это матчасть, а потеря матчасти требует составления множества актов, в том числе подробных сведений о последнем часе этой машины. Кроме этого, если речь идет о боевых действиях в Европе, то после боев машины старались обследовать и по возможности забирать с поля боя. Иногда неисправные, подбитые машины выводили тягачами прямо во время боя. Потому что опять же матчасть. Все, что можно восстановить восстанавливали. Бросали только напрочь сгоревшие, но там судьба танкистов не вызывала сомнения и, чаще всего, они фигурировали в донесениях о безвозвратных потерях с припиской "сгорел в танке".
P.S. Мне страшно не нравится, когда у блогеров стоят эти фразочки, что ставьте лайк, подписывайтесь и делайте репост. Но оказывается, это единственный шанс на платформе, что б твои материалы кто-то вообще увидел, так что придется играть по правилам площадки.
Лайк, репост, и подписывайтесь, если вам интересно. В комментариях смело можно задавать волнующие вопросы, касаемые военного поиска, что знаю, расскажу.