Найти в Дзене
Наташа Александрова

Почему Чацкий не любит Софью? Чацкий и женщины

Любит ли Чацкий Софью? Ответ кажется очевидным, ведь он сам постоянно только об этом и говорит: " И все-таки я вас без памяти люблю." Но так ли это на самом деле? Софья и Чацкий росли вместе. Как и Чацкий, Софья обладает живым умом, остроумием, красноречием. Казалось бы, у них так много общего, что они просто обречены полюбить друг друга. Скорее всего, поначалу так и было. Чацкий с умилением вспоминает их детскую дружбу: Где время то? где возраст тот невинный,   Когда, бывало, в вечер длинный Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, Играем и шумим по стульям и столам. И в этой дружбе уже ощущаются ростки первой влюбленности. Судя по всему, Софья тоже не осталась равнодушной к умному блестящему молодому человеку. Ей наверняка льстило, что Чацкий увлечен ею. Но со временем Чацкий съехал от Фамусовых и, как подумала Софья, забыл о ней. Она не скрывает своей обиды - видимо, Чацкий так закрутился в вихре новой жизни, новых знакомств, что поначалу и не вспоминал о прежней своей влюбленн

Любит ли Чацкий Софью? Ответ кажется очевидным, ведь он сам постоянно только об этом и говорит: " И все-таки я вас без памяти люблю." Но так ли это на самом деле?

Софья и Чацкий росли вместе. Как и Чацкий, Софья обладает живым умом, остроумием, красноречием. Казалось бы, у них так много общего, что они просто обречены полюбить друг друга. Скорее всего, поначалу так и было. Чацкий с умилением вспоминает их детскую дружбу:

Где время то? где возраст тот невинный,  
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.

И в этой дружбе уже ощущаются ростки первой влюбленности. Судя по всему, Софья тоже не осталась равнодушной к умному блестящему молодому человеку. Ей наверняка льстило, что Чацкий увлечен ею.

Чацкий и Софья. С. Осетров. Иллюстрации. В свободном доступе.
Чацкий и Софья. С. Осетров. Иллюстрации. В свободном доступе.

Но со временем Чацкий съехал от Фамусовых и, как подумала Софья, забыл о ней. Она не скрывает своей обиды - видимо, Чацкий так закрутился в вихре новой жизни, новых знакомств, что поначалу и не вспоминал о прежней своей влюбленности. Затем он, правда, возобновил визиты к бывшему опекуну. Как говорит Софья:

Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!!

Однако обида Софьи, видимо, так и не прошла, она не поверила в искренность чувств и намерений Чацкого. Более того, она стала думать, что Чацкий и раньше не любил её, а только притворялся - опять прикинулся влюбленным..

Д.Н. Кардовский(1866 —  1943). Иллюстрации к комедии "Горе от ума" (1907-1912).
Д.Н. Кардовский(1866 — 1943). Иллюстрации к комедии "Горе от ума" (1907-1912).

А каким взыскательным (требовательным ) он может быть, мы немного представляем, читая диалог Софьи и Чацкого в первом действии:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
    Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
    Удивлены? и только? вот прием!
       Как будто не прошло недели;
       Как будто бы вчера вдвоем
    Мы мочи нет друг другу надоели;
Ни на́ волос любви! куда как хороши!     

Решение Чацкого отправиться в путешествие только подтвердило её мысли и укрепило недоверие к молодому человеку:

Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать, и ездить так далёко?

И даже если Чацкий действительно обливался слезами при расставании с Софьей, как говорит Лиза, в словах самой Софьи мы не находим и намека на то, что друг детства что-то пообещал ей или признался в любви. Более того, за три года он не написал ни строчки ни самой Софье, ни Фамусову, а его возвращение стало для всех полной неожиданностью.

Понятно, что Софья была глубоко задета подобным отношением - она девушка гордая, с чувством собственного достоинства и с сильным характером. И она вовсе не чувствует себя хоть в чем-то виноватой перед Чацким:

Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?
Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Многие считают, что Чацкий, вернулся, потому что Софья достигла брачного возраста, чтобы жениться на любимой девушке. Но с Софьей он расстался , когда той было четырнадцать лет, их влюбленность была, скорее, детским чувством, ребячеством.

А вот встретившись с Софьей через три года, Чацкий настолько поражен её красотой, что не может сдержать восторга:

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.

Уж на что Чацкий был самоуверенным, но тут явно растерялся: после ухода Софьи он долго смотрит ей вслед, несколько раз говорит Фамусову о красоте дочери, причем первая ремарка, предваряющая его обращение к Фамусову подчеркивает замешательство и смущение - растерянно, а последняя говорит о том, все время разговора его не оставляла мысль о Софье - в дверях: уже уходя, Чацкий явно находится под сильным впечатлением её красоты:

Я верю собственным глазам;
Век не встречал, подписку дам,
Чтоб было ей хоть несколько подобных.

Заметно, что Чацкий поначалу, кроме как о Софье, ни о чем другом думать не может. Он так заморочил Фамусова:

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз
       Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
       То Софья Павловна больна... -

что тот даже завел разговор о женитьбе, и это, похоже, отвечало тайным мыслям самого Чацкого, потому что он влюбился, но влюбился только сейчас, увидев необыкновенную красоту повзрослевшей Софьи.

Чацкому есть с кем сравнивать подругу детства. Он отнюдь не чурается светского общества, охотно общается с дамами. На совет Молчалина съездить за покровительством к Татьяне Юрьевне насмешливо отвечает: " Я езжу к женщинам, да только не за этим." Фраза звучит несколько двусмысленно и фривольно, но даже если Чацкий имеет в виду обычное светское общение, разговоры с дамами, то понятно, что он вовсе не мизантроп и не женоненавистник.

Интересно понаблюдать, как Чацкий общается с Натальей Дмитриевной и графиней внучкой. Он хорошо знаком с ними, на короткой ноге, в общении чувствует себя очень свободно.

В. Набок. Горичи (1987). Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.с. Грибоедова "Хмелита".В свободном доступе.
В. Набок. Горичи (1987). Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.с. Грибоедова "Хмелита".В свободном доступе.

Наталье Дмитриевне он делает комплименты, но слова его звучат иронично и даже несколько ехидно:

Однако кто, смотря на вас, не подивится!
Полнее прежнего, похорошели страх.
       Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

Видимо, он привык заигрывать с Натальей Дмитриевной и подшучивать над ней в разговорах. Но Наталья Дмитриевна в этот раз сразила его наповал: она с гордостью, с каким-то тайным превосходством и глубоким удовлетворением сообщила ему, что она замужем. Чацкого словно холодной водой окатили; все, что он может промямлить в ответ, - давно бы вы сказали, - забыв, что разговаривает с дамой всего пять минут. Не исключено, что три года назад их взаимоотношения не ограничивались безобидным флиртом, а имели в своей основе далеко идущие планы со стороны Натальи Дмитриевны, которая теперь взяла реванш и торжествует победу. И без Чацкого обошлись. Нашли не хуже - и пусть не думает, что он - пуп земли.

Еще интереснее его встреча с графиней внучкой. Вечно всеми недовольная, вздорная, высокомерная Хрюмина, старая дева, находится в поисках мужа, поэтому старается не пропускать ни одного званого вечера. Не исключено, что три года назад Чацкому пришлось стать целью и её матримониальных намерений, но удалось счастливо улизнуть. По крайней мере она встречает Александра Андреевича довольно бесцеремонно и даже несколько пренебрежительно, видимо уже потеряв всякую надежду залучить свободолюбивого молодого человека в свои сети. Она смотрит на Чацкого сквозь модный двойной лорнет. Графиня внучка ведет себя снобистски, ей вполне подходит щеголять модной новинкой, хотя такое поведение вряд ли можно было назвать аристократическим - разглядывать человека сквозь очки считалось неприличным. Но это единственное, что ей остается.

И в общении с Натальей Дмитриевной и с графиней внучкой со стороны Чацкого ощущается какое-то странное небрежение, которое исключает официально-отстраненные светские отношения и намекает на некогда более близкие, личные связи.

-4

Но вернемся к Софье. Кажется, что Чацкий глубоко влюблен в неё, он находит необыкновенные слова, чтобы убедить Софью в своих чувствах, любая девушка откликнулась бы:

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый;
Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
                    пылкость та?
       Чтоб кроме вас ему мир целый
       Казался прах и суета?
       Чтоб сердца каждое биенье
    Любовью ускорялось к вам?

Любая, но не Софья. Она за три года не получила ни одной весточки от Чацкого. Он нисколько не интересуется её жизнью, состоянием её внутреннего мира, её надеждами, мечтаниями, чувствами. Ведь при первой встрече он не задал ей ни одного вопроса о том, как она жила.

 Его первый диалог с Софьей – это бесконечный поток сознания, не обработанный  с  учетом реакции собеседника, а потому, по сути, – монолог, не имеющий  никакой внутренней формы. Он течет  в зависимости от сиюминутных слов-раздражителей собеседника,   в ту или иную сторону: упомянула  Софья о тетушке -  и Чацкий, как вулкан,  тут же извергает раскаленную лаву  своих насмешек, нисколько не раздумывая над тем, что подобные высказывания могут быть неприятны Софье;  заговорили о   «воспитанницах»   тетушки, он переходит к критике системы образования и воспитания в России. По-видимому, ему кажется, что после трехлетней разлуки с утра пораньше любимой девушке будет чрезвычайно интересна именно эта тема.

Чацкий не реагирует на насмешки и колкости Софьи и, если вдуматься, не обращает на неё внимания, занят только собой, несмотря на свои якобы пылкие чувства и высокую страсть. Собственно, пылкая страсть и высокие чувства сосредоточились целиком на внешности Софьи - Как Софья Павловна у вас похорошела, Как хороша! Ах, милый, как похорошели /У Ольги плечи, что за грудь! Что за душа!.. Оба писателя подтрунивают над своими наивным героями, для которых внешность, грудь и душа находятся в едином ряду.

Увлечение (настаиваем, что не любовь) Чацкого столь сильно, что он, считая будто старинная дружба даёт ему особые права, настойчиво и бесцеремонно пытается узнать у Софьи, в кого она влюблена. Этот несостоявшийся Гамлет, который просит девушку отнестись к нему, как к другу и брату (Гамлет любил, как сорок тысяч братьев не любили, Онегин, кстати, тоже любит Татьяну любовью брата) и, между прочим, обещает, узнав, в кого влюблена Софья, "простыть, охолодеть, не думать о любви", явно обманывается - он ещё не готов понимать и принимать правду.

-5

Софья говорит ему о доброте души Молчалина, о его уважении к старшим, о скромности молодого человека - что поделать, она видит Молчалина именно таким.

Софья прямо говорит Чацкому о своём избраннике:

В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю.

Все сказано предельно честно и откровенно. Вольно же было Чацкому понять все в прямо противоположном смысле. Любовь часто смеётся над влюблённым.

Но как Чацкий собирается бороться со своим чувством, если Софья влюблена в другого? Он наивно делится секретом с Софьей, не подозревая, что занимается саморазоблачением:

... но буду я уметь
Теряться по свету, забыться и развлечься.

Рецепт, как видим, очень простой и не раз уже употреблявшийся Чацким - уехать подальше и подольше попутешествовать, забыться в развлечениях и забыть свою любовь. Он уже не раз так поступал, и Софья это прекрасно понимает.

Позже он уверяет Софью, что его чувства не охладила ни даль, ни развлечения, ни перемена мест, он был занят только своей любовью, причем беспрерывно. Увы, в это слабо верится. Весь его последний огромный монолог пропитан бессознательной ложью и непроизвольным лицемерием - он пытается обмануть не только других, но и себя. Он упрекает Софью:

Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!

Но ведь Софья вовсе и не завлекала Чацкого, а напротив, прямо сказала, что любит другого. И разве это её вина, что Чацкий оказался настолько самоуверен и близорук, что ничего не понял?

Только недавно он говорил, что путешествия и развлечения помогут ему забыть любовь, которая была так сильна, что ускоряла каждое биение сердца, и вдруг выясняется, что целых три года ни дальние путешествия, ни новые интересные впечатления, ни развлечения - ничто не могло охладить его чувств. Чему же Софья должна верить?

А тому, что Чацкого занимали вовсе не любовные чувства, а именно развлечения и перемена мест, которые обычно не оставляют места иным увлечениям.

Чувство его неглубоко, услышав сплетню о сумасшествии, еще не зная о роли Софьи, он уже наговаривает на девушку, спешит обвинить её в черствости, бессердечности, отсутствии любви:

Ей все равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит <...>
Она, конечно бы, лишилась так же сил,
 Когда бы кто-нибудь ступил
   На хвост собачки или кошки.

Его слова звучат настолько язвительно и жёлчно, что трудно поверить, будто он любит Софью.

Д.Н. Кардовский(1866 —  1943). Иллюстрации к комедии "Горе от ума" (1907-1912).
Д.Н. Кардовский(1866 — 1943). Иллюстрации к комедии "Горе от ума" (1907-1912).

Но больше всего его оскорбляет мысль, что ему предпочли Молчалина - ничтожнейшего, как он считает, человека. И эта мысль для него невыносима.

В последних сценах пьесы мы видим, что Софья, узнав об истинных чувствах Молчалина, потрясена, для неё это сильный удар, она страдает, но винит во всем только себя. Как никогда, она нуждается в защите, сострадании, участии. Но разве Чацкий способен на такие движения души? И куда делась его любовь? Он думает только о своем оскорбленном самолюбии, в то время как истинно любящий думает о любимом человеке, а не о себе. В отличие от Софьи он обвиняет в своих неудачах весь мир:

Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков... -

не подозревая, что говорит о самом себе. Кто эти предатели в любви, рассказчики неукротимые, нескладные умники и лукавые простяки? А это Александр Андреич собственной персоной. И во всех своих несчастьях в первую очередь виноват он сам, в чем и убеждает нас автор.

Почему Софья полюбила Молчалина? Чацкий никак не может этого понять, ведь Молчалин, по его мнению, так глуп. А все же почему? И так ли глуп Молчалин?