Любимой Дочери Эпохи исполнилось двадцать лет — большая уже девочка. Любытно, чем же она порадовала читателя на свой юбилей?
СТАРИК ХОТТАБЫЧ
В 1938 году впервые публикуется повесть-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч».
Лазарь Иосифович Лагин (настоящая фамилия Гинзбург) родился в 1903 году. Получив среднее образование, уходит добровольцем на Гражданскую войну. В 1920 вступает в ВКП(б). занимается организацией комсомола в Белоруссии. Печататься начал в 1922 году. Переезжает в Москву, посещает литературную студию Валерия Брюсова, оканчивает политэкономический факультет Института народного хозяйства имени Карла Маркса. Служит в армии. После демобилизации, учится в Институте красной профессуры, защищает кандидатскую диссертацию. В середине тридцатых работает в «Правде» заместителем главного редактора, которым в те годы был Михаил Кольцов. Командируется в Заполярье. С начала Великой Отечественной в действующей армии. В составе Дунайской флотилии участвует в боях за Одессу, Херсон, Николаев. Войну закончил в Румынии. Награжден боевыми медалями и орденом Отечественной войны II степени. После войны продолжает заниматься литературным творчеством. Пишет сценарий своей повести «Старик Хоттабыч», фильм выходит на экраны в 1957 году. Обратил внимание руководства «Детгиза» на рукопись молодых писателей Аркадия и Бориса Стругацких «Страна Багровых туч». Создает сценарии нескольких мультфильмов, в том числе и знаменитого «Шпионские страсти». Скончался писатель в 1979 году.
Первая публикация повести-сказки «Старик Хоттабыч» состоялась одновременно и в журнале «Пионер» и в газете «Пионерская правда». История о советском школьнике Вольке ибн Алеше, который освободил из тысячелетнего плена джина Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба стала настоящей классикой детской литературы.
«Пока Волька, раскачиваясь на крюке, пытался найти мало-мальски правдоподобное объяснение всему приключившемуся, дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг увидел, что в комнате, кроме него, находится ещё одно живое существо. Это был тощий старик с бородой по пояс, в роскошной шёлковой чалме, в таком же кафтане и шароварах и необыкновенно вычурных сафьяновых туфлях.
— Апчхи! —оглушительно чихнул неизвестный старик и пал ниц. — Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!
— Вы иллюзионист из цирка? —догадался Волька, с любопытством оглядывая сверху незнакомца.
— Нет, повелитель мой, — продолжал старик, —я не иллюзионист из цирка. Знай же, о благословеннейший, что я Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или, по-вашему, Гассан Абдуррахман Хоттабович.
И случилась со мной —апчхи! —удивительная история, которая, будь она написана иглами в уголках глаз, послужила бы назиданием для поучающихся. Я, несчастный джинн, ослушался Сулеймана ибн Дауда —мир с ними обоими! — я и брат мой Омар Хоттабович. И Сулейман прислал своего визиря Асафа ибн Барахию, и он привёл меня насильно, ведя меня в унижении против моей воли. И Сулейман ибн Дауд —мир с ними обоими! —приказал принести два сосуда: один медный, а другой глиняный, и заточил меня в глиняном сосуде, а брата моего, Омара Хоттабовича, —в медном. Запечатал он оба сосуда, оттиснув на них величайшее из имён Аллаха, а потом отдал приказ джиннам, и они понесли нас и бросили брата моего в море, а меня – в реку, из которой ты, о благословенный спаситель мой, — апчхи, апчхи! —извлёк меня. Да продлятся дни твои, о… Извиняюсь, как твоё имя, отрок?..»
ЛАБОРАТОРИЯ ДУБЛЬВЭ
Александр Беляев не оставляет попыток создать советский утопический роман. В 1938 году журнал «Вокруг света» публикует роман «Лаборатория Дубльвэ», герои которого, ученые коммунистического будущего, работают над тайной продления жизни. Сам писатель счел роман неудачным, хотя полагал его главным делом своей жизни.
«В этот день Никитина возвращалась домой в аэробусе. Она сидела возле окна и задумчиво смотрела на лучи проспектов и каналы новых районов города. Когда-то мелководные речки: Черная, Волковка, Пулковка, Большая и Малая Кировка, Дудергофка, Красинька и другие — были соединены друг с другом, наполнены водой из Невы, закованы в гранит и превращены в новые каналы, по которым сновали бесчисленные суда водного транспорта.
День медленно угасал.
"Какой интересный, содержательный день!" — думала Нина.
И как хорошо, что она работает с Сугубовым! Широчайший охват тем, внимание, чуткость к человеку... Взять хотя бы Пронину. После признания девушки выяснилось, что причина ее болезни —"частный случай", который никак не может повлиять на "продолжительность жизни ленинградца". Тем не менее Сугубов не поручил этого дела никому другому и не успокоился до тех пор, пока сам не расследовал его до конца. Да, он любит и жалеет людей, хотя умеет и бранить их. Неудачливый изобретатель "психического кино на дому" Рябинин, вероятно, до конца своих дней не забудет той головомойки, которую закатил ему Сугубов. Зато легкие Прониной, Серовой и самого Рябинина будут излечены в кратчайший срок... Замечательный человек Сугубов! Он умеет совместить борьбу за продолжение жизни всех ленинградцев с борьбою за сохранение и продление жизни каждого человека в отдельности. Зайцев был прав, рекомендуя работать с Сугубовым. У него действительно можно многому научиться. Она останется работать у него.
Аэробус опустился по вертикали и плавно, без толчка, сел на плоскую крышу большого здания.
Открылись двери, автоматически выдвинулись лесенки. Пассажиры вышли из вагона. В двери с противоположной стороны уже входили новые пассажиры. Спустя минуту все лесенки снова были убраны, двери захлопнулись, и аэробус бесшумно поднялся вверх.
Никитина спешила к своему дому по легкому и узкому пешеходному мостику, переброшенному через дорогу на высоте второго этажа. Лифт спустил ее с мостика возле самого дома, другой лифт поднял на пятый этаж, в коридор, широкий и длинный. Вот и дверь ее квартиры. Она не заперта: кражи давно отошли в область преданий...»
История советской фантастики продолжается.