Сегодня завершим нашу обзорную прогулку по площади Островского. В одной из прошлых статей мы рассказали о зданиях вокруг Александинского театра. Осталось три объекта, но зато каких!
Александринский театр выходит своим главным фасадом в Екатерининский сад, или Екатерининский сквер. Своё имя сад получил после установки в нем в 1873 году знаменитого памятника императрице Екатерине II, до этого он назывался Александринским. В своих нынешних границах сад был сформирован к 1832 году во время строительства Александринского театра. То есть, в этом году Екатерининскому саду исполнится 191 год, это один из самых старых садов Петербурга. Но сад на этом месте был и ранее, до строительства театра, эта территория была частью сада Аничкового дворца.
Памятник Екатерине II был открыт в 1873 году и, так же как другие памятники императорам, стал предметом пакостных шуток-прибауток, загадок и насмешек городских зубоскалов. Благо личная жизнь императрицы давала для этого множество поводов. Обыгрывались и фигуры фаворитов, окружающие пьедестал, и его расположение - спиной к искусству (театру), лицом в публичному дому на ул. Малой Садовой... Есть легенда, что при закладке котлована некая экзальтированная аристократка, в экстазе сорвала с себя драгоценности и бросила в котлован, после чего её примеру последовали еще многие обладатели драгоценных украшений. Сокровище под памятником, по слухам, так велико, что в советское время партийное руководство, якобы, собиралось производить там раскопки.
Ну и с дореволюционных времен "Катькин сад" имеет репутацию места сбора представителей древнейшей профессии нетрадиционной ориентации. В начале 2000-х годов о многочисленных нетрадиционных завсегдатаях сада писали питерские издания. Однако, в наши дни, в эпоху интернета и соцсетей, "оффлайновые" места коммуникаций потеряли актуальность и ничто здесь более не смущает взор культурного петербуржца ...
Сегодня сад Аничкова дворца отделен от Екатерининского сада проездом и на площадь выходят два павильона, построенные Карлом Росси. Аничков дворец скрыт за деревьями, а павильоны Росси гармонируют со зданием Императорской публичной библиотеки, фасад которой выходит на другую сторону сада. Император Николай I, при всей своей любви к театру, полагал, что композиционным центром площади должен быть Аничков дворец, однако, Росси сделал таким центром Александринский театр. Это вызвало недовольство императора и послужило одной из причин отставки Карла Росси в 1832 году, после чего величайший архитектор, один из главных создателей имперского облика столицы, прожил остаток жизни в бедности и умер в 1849 году в небольшой квартирке в районе Коломна на наб. реки Фонтанки.
Ну и последнее здание на площади, это Императорская публичная библиотека, занимающая целый квартал и выходящая на площадь Островского, Невский проспект, Садовую улицу и переулок Крылова. На площадь Островского выходят корпуса библиотеки, построенные архитекторами Соколовым (1812), Росси (1832), Воротиловым (1901).
Интересно, что огромная площадь носит сегодня имя Островского, который здесь не был, а небольшой переулок назван в честь баснописца Крылова, который работал в библиотеке. Крылов служил библиотекарем под началом своего покровителя, первого директора Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленина и жил не только в доме 20 по ул. Садовой, но и подолгу в усадьбе Оленина Приютино, где им были написаны многие басни.
В этом году перед Рождеством здание Публичной библиотеки со стороны Невского проспекта украсили проекции изображений ангелов: