Часто изучения отчета о прибылях и убытках бывает недостаточно. Условия турбулентности – это постоянные изменения. С каждыми новыми санкциями, с каждыми новыми вводными, с каждым новым ушедшим игроком относительная стабильность нарушается и появляются новые риски. Как анализировать денежные потоки, чтобы по возможности предупредить эти риски и получить шанс даже выиграть в нестабильных условиях?
Эксперт обращает внимание на анализ движения денежных средств. Известный инвестор У. Баффет однажды сказал: «Менеджеры настолько заняты отчетами о прибылях и убытках, что им некогда анализировать движение денежных средств».
Так и есть: менеджеры погружены в отчет о прибылях и убытках, всех интересует выручка, темпы роста выручки. Долгое время именно это интересовало руководителей. Они были ориентированы исключительно на рост выручки – составляли графики роста, повышали планку, стремились выполнить план. Кроме роста выручки обращали внимание на сокращение затрат, рассматривая этот вопрос с точки зрения роста прибыли. Скорее всего, в вашей компании все так и происходило. Возможно, и сейчас сохранились те же ориентиры, но появилось понимание, что по-старому уже не получится. Новый подход – это наконец обратить внимание на отчет о движении денежных средств. Пока что этот отчет не занял свое достойное место среди финансовых отчетов, хотя и используется уже порядка двух десятилетий. Сегодня настала пора научиться анализировать денежные потоки.
Как же анализировать денежные потоки и на что обращать внимание в условиях турбулентности?
Первый вопрос для тех, кто решил разобраться, как удержать на плаву свою компанию, – можно ли проанализировать денежные потоки не финансисту?
Если вы не финансист, вряд ли справитесь с задачами сложного анализа без обучения. Но даже базовое понимание поможет принимать более осмысленные решения.
Чтобы быть на уровне или выше конкурентов и принимать своей командой не случайные решения, обучите себя и сотрудников азам финансовой грамотности. Рекомендуем тренинг «Финансы для бизнеса».
Простейший анализ денежных потоков вы сможете сделать прямо сейчас.
Денежный поток – это поток денежных средств на счетах и в кассе компании.
Увидеть его можно в отчете о движении денежных средств. Больше о том, что такое денежный поток, что собой представляет отчет о движении денежных средств и из чего состоит – узнайте из материала «Что такое движение денежных средств».
Эксперт рекомендует взять в работу отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом (традиционным бухгалтерским методом). Это, как правило, стандартная банковская выписка.
Этот анализ позволяет сопоставить поступления (притоки) с платежами (оттоками).
Шаг 1. Соответствие поступлений и платежей
Что конкретно делать? Запросите у бухгалтера отчет о движении денежных средств. Сопоставьте притоки и оттоки.
- Притоки (все, что поступало на счет).
- Оттоки (что уходило со счета).
Начните с простого анализа соответствия поступлений и платежей. Если поступало больше, чем уходило, – серьезных причин для волнений скорее всего нет. Положительное сальдо (разница между зачислениями на счет и отчислениями) свидетельствует о том, что поступления превышают расходы.
Если поступало меньше (сальдо отрицательное) – это еще не повод для тревоги, но нужно анализировать дальше – чтобы узнать, не расходуются ли средства неэффективно.
Возьмите под контроль платежи (оттоки). В идеале они должны соответствовать ожидаемым поступлениям. Не допускайте разрыва денежных притоков и оттоков. Часто мы, в надежде что нам завтра заплатят, с удовольствуем оплачиваем или предоплачиваем товар, сырье, идем навстречу поставщику, делая ему предоплату, оплачиваем авансом дивиденды собственникам или другим контрагентам. Но нестабильная ситуация тем и особенна, что ожидаемое может на счет не поступить. Это нужно учитывать, поэтому и важно строго контролировать соответствие притоков и оттоков.
Шаг 2. Платежный календарь
Если у вас в компании нарушена синхронизация притоков и оттоков, воспользуйтесь простым инструментом – платежным календарем.
Изучите платежный календарь предприятия или отдельных важных для вас проектов, от которых может зависеть деловая репутация компании.
Платежный календарь – это документ, в котором фиксируются плановые поступления и расходы, и фактические. Если запланированные средства не поступили – принимаются меры, чтобы деньги перед запланированными расходами появились на счету. Так компания предупреждает проблемы с потерей репутации, например, из-за несвоевременной оплаты контрагенту, предупреждает простои и срывы сроков, своевременно обеспечивая проекты и производственный процесс ресурсами.
В календаре фиксируется сальдо на начало и на конец дня. Сальдо должно быть не отрицательным. Нулевое сальдо – тоже плохо, поскольку могут возникнуть непредвиденные расходы.
Что предпринять? Установите новые правила: не платите предоплату, постарайтесь не оплачивать расходы предварительно, убеждайтесь, чтобы они соответствовать доходам, следите за тем, чтобы доходы были монетизированы (оказались на счетах компании). Монетизацию можно проверить, отслеживая такой показатель как уровень конверсии выручки.
Шаг 3. Уровень конверсии выручки
Запросите у бухгалтера выручку за период. Это сумма всех поступлений от выставленных за период счетов.
Рассчитайте и проанализируйте уровень конверсии выручки:
Все поступления за период поделите на выручку за период.
Если результат окажется равным единице – значит все 100% выручки вы получаете на расчетный счет, то есть у вас 100%-ная собираемость денежных средств. Если ниже – нужно работать с этим показателем.
Что это значит? Выручка, как доход отчетного периода, связана с вашими отгрузками или с оказанием услуг. Вы ожидаете, что ваши доходы отчетного периода рано или поздно (хорошо, если как можно раньше) поступят на расчетный счет, вы даже уверены в этом. Но сегодня этого мало. Сегодня важно, чтобы они оказались там как можно быстрее.
Если в условиях роста мы можем себе позволить отгружать продукцию, оказывать услуги, проявляя лояльность и даже толерантность к оплате, ожидая оплаты по несколько месяцев, а то и лет, то сегодня важно взять оплаты под контроль и добиваться строгого поступления средств на счет. Сегодня нас не должна радовать просто выручка, нам нужна денежная выручка, то есть монетизированная выручка – поступившая на расчетный счет.
Если покупатели будут делать оплаты своевременно, управлять итоговым денежным потоком станет намного проще. Таким образом, монетизация прибыли – то, на что нужно обратить серьезное внимание. Это работа с операционным денежным потоком.
Операционная деятельность является двигателем, генератором денежных потоков. Чтобы обеспечить ее стабильность, важно не только порядочно оплачивать расходы, но и своевременно монетизировать прибыль. Простыми словами, получить ее реально – на расчетный счет в виде денег. Монетизация прибыли – это также работа и по возврату инвестиций, по обеспечению амортизационных отчислений.
В аналитических целях можно также провести анализ отчета о движении денежных средств, составленного косвенным методом, но это уже более глубокий финансовый анализ, за которым лучше обратиться к финансистам компании.
Откуда брать средства
А что, если оттоки и притоки не совпадают, что если средств недостаточно и нет возможности получать все заработанные средства на счет мгновенно?
Успешные компании расширяют рамки бизнеса, привлекая к партнерству всех его участников. Помочь бизнесу сегодня могут поставщики и покупатели. По востребованным позициям покупатели готовы стать сопартнерами. О чем речь? Как минимум, о предоплате. Если есть возможность получить авансы покупателей, или еще лучше предложить им доходы будущих периодов (невозвратные авансы), то это стоит сделать. Нужно вступить в переговоры с покупателями и предложить им стать частью вашего бизнеса – сопартнерами, готовыми финансировать вашу операционную деятельность.
Само собой, речь идет о небольшой группе покупателей, самой лояльной, о ваших постоянных клиентах, которые были бы рады участвовать в финансировании вашего бизнеса.
Под тем же углом стоит присмотреться и к поставщикам. Компании часто работают с одними и теми же поставщиками, которые тоже являются частью бизнеса.
Стоит ли ограничивать себя только числом собственников или количеством сотрудников? Сегодня стоит смотреть на периметр бизнеса шире, включая в него и поставщиков, и покупателей, которые и есть частью вашего бизнеса. Это финансирование пока доступно, оно стоит дешевле, иногда лояльные покупатели готовы вас финансировать бесплатно за счет других нефинансовых опций.